Статья КоАП, позволяющая наложить штраф за обгон по сплошной, 12.15. За это грозит строгое наказание за нарушения Правил на дороге, которое предусматривает штраф 5000 рублей. Но еще строже будет лишение прав, оно установлено частью 4 статьи. Срок изъятия прав составляет 4-6 мес.
Предупредительные полосы
«Если вы не успели закончить свой обгон до сплошной линии разметки и вернулись в свою полосу уже через сплошную, то инспектор ДПС, зафиксировавший этот маневр, вправе составить протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, — рассказал в интервью «За рулем» Михаил Черников. — Суд обязательно примет сторону обвинителя, руководствуясь постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 „О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“».
Дело в том, что нахождение на встречной полосе обгоняющих автомобилей потенциально опасно для других участников движения. Впереди может оказаться пешеходный переход или выезд с прилегающей дороги, где, возможно, есть крупный транспорт или даже спецтехника. Их водители не всегда замечают обгоняющие по встречной полосе автомобили, и есть большая вероятность возникновения аварийной ситуации, когда они выруливают на трассу. Именно поэтому перед перекрестками и выездами часто наносится сплошная разметка или устанавливаются знаки «Обгон запрещен».
- В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
- Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
- В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
- В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
- Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.
Какой штраф за обгон по сплошной?
По закону нет разницы между водителем, который закончил обгон на сплошной, и тем, кто продолжал движение по встречной. Однако при детальном разбирательстве с привлечением юристов оказывается, что все зависит от конкретной ситуации.
Наказанием за выезд на встречную полосу, согласно 4 части статьи 12.15 КоАП, является штраф 5 000 рублей и лишение водительских прав на срок 4-6 месяцев. Подобные санкции грозят и водителю, который начал обгон на прерывистой и закончил на сплошной. Однако если вы сможете доказать фактическую невозможность завершения начатого маневра вовремя, то сможете ограничиться лишь штрафом, без лишения водительских прав.
Каждый водитель знает, что перед началом сплошной линии прерывистая разметка «удлиняется». Соответственно, начало сплошной не может стать неожиданностью. Однако если вы сможете доказать в суде, что завершить обгон на прерывистой линии разметки не было никакой возможности в силу определенных обстоятельств, то можете рассчитывать на положительный для вас исход разбирательства. Все, что для этого нужно, – собрать неопровержимые доказательства по делу (показания обгоняемого и свидетелей, схемы расположения и так далее).
Завершение обгона с пересечением сплошной
На наших дорогах множество участков, где прерывистая разметка недостаточной длины. Потому водители часто не успевают закончить задуманное перестроение на дороге до начала сплошной разметки. В результате они вынуждены пересекать сплошную, что расценивается как строгое несоблюдение ПДД. Даже когда автовладелец завершает обгонный маневр, переезд сплошной не перестает быть нарушением.
Но что собой представляет обгон – это маневр, предполагающий два перестроения и непродолжительную езду по встречке. Если выезда на полосу встречного направления нет, то и обгона, как такового, тоже нет. Подобный маневр является уже опережением. Так вот, ПДД четко регламентирует, что закончить обгон через сплошную, даже если он начался на прерывистой разметке, категорически нельзя. П. 9.1 действующих на 2021 Правил запрещает водителям находиться по левую сторону от любой сплошной.
Можно ли завершать обгон, когда появляется сплошная разметка?
ПДД запрещают перемещение транспортных средств по сплошной либо заезд на данную линию. Такие действия трактуются, как выезд на встречную полосу, и жестко пресекаются. Споры между водителями и полицейскими по поводу того, действительно ли автомобилисты нарушают ППД в случае пересечения сплошной линии разметки при завершении маневра, объясняются двумя причинами:
- непониманием, как трактуются соответствующие нормы КоАП;
- повреждением (стиранием) дорожных линий.
Общий порядок, закрепленный постановлением пленума Верховного суда, следующий: если автомобилисты выехали на встречную полосу на прерывистой линии, но закончили обгон на сплошной — это прямое нарушение ПДД. Такая трактовка объясняется тем, что водители несут полную ответственность за собственные действия на дорогах. То есть, управляя транспортным средством, человек обязан:
- постоянно следить за ситуацией на дороге;
- самостоятельно оценивать дистанцию между соседними автомобилями;
- избегать действий, способных привести к аварии.
В документе необходимо указывать следующие пункты:
- Полное наименование судебной инстанции;
- ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
- Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
- Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
- Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
- Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
- Дата и подпись.
К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.
Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.
На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.
ПДД: завершение обгона через сплошную
Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:
- там, где достаточно интенсивное движение;
- перед пешеходными переходами;
- другими сложными участками шоссе.
При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».
Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:
- знак пешеходного перехода;
- поворот дороги;
- сложное преломление рельефа.
Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.
Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.
Как вести себя на суде
Если водитель обратился в суд с обжалованием нарушения, то необходимо вести себя грамотно. Для любого судьи основополагающим фактором для вынесения оправдательного заключения является отсутствие дорожной разметки и знаков на дороге.
В качестве доказательств можно предоставить фото- и видеоматериалы. Кроме того, важно указать, что водитель за долгий период времени не имел аварий, а также предоставить положительную характеристику с места работы или учебы.
На суде важны только прямые доказательства. Если автолюбитель на словах утверждает об отсутствии разметки, но не предоставляет фото или видеофиксацию, то такие доводы обычно не принимаются в расчет. Особенно важно предоставить доказательства в спорной ситуации, когда на встречную полосу выезжают, чтобы избежать аварийной ситуации.
Можно ли обжаловать лишение ВП за пересечение сплошной
Да! Если в суде первой инстанции вас лишили ВП неправомерно, и вы чувствуете в себе силы бороться за справедливость на более высоком уровне, подайте апелляционную жалобу на решение суда. Подаётся она в районный суд или в суд, где слушалось ваше дело. Документ в последнем случае будет передан на протяжении 3-х дней в нужный орган.
Преимущества апелляционного обжалования:
- Водительское удостоверение сдавать не требуется, пока дело не будет рассмотрено повторно.
- Ваше дело будет пересмотрено и, возможно, на этот раз решение будет принято в вашу пользу.
- Ухудшить ваше положение апелляционный суд не может, но в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело — его могут вернуть на новое рассмотрение.
Если вы хотите воспользоваться указанными преимуществами, вам необходимо успеть подать жалобу на протяжении 10-ти дней после получения на руки постановления первой инстанции. Если вы не успели составить грамотное заявление, воспользуйтесь оспариванием решения в порядке надзора в областном суде.
Как оспорить нарушение?
Если инспектор остановил за нарушение обгона, то спорить с ним на месте и доказывать правоту – бесполезно. Все разбирательства по ситуации происходят в суде. Задача инспектора зафиксировать нарушение и выписать штраф.
В случае несогласия с составленным протоколом, на его обжалование дается срок в 10 дней для подачи документов в суд и еще 60 дней для рассмотрения. Задача водителя – максимально подробно зафиксировать обстоятельства возможного нарушения правил.
Что делать, если остановлен инспектором
Представим самый страшный вариант для водителя: он не успел завершить обгон в допустимой зоне и закончил его на сплошной линии. Сотрудники ГИБДД остановили гражданина. В этом случае нарушение ПДД грозит лишением прав на срок от четырех месяцев до полугода. Однако не нужно сразу подписывать все документы, лучше изучить дорожную обстановку. Это необходимо сделать сразу же на месте нарушения.
Желательно сделать фотографию участка. На фото должно быть видно дорогу, знаки, автомобиль сотрудников ГИБДД, ваш автомобиль. Нужно сделать фотографию участка, на котором обгон запрещен.
Всегда есть разметка, обозначающая, что скоро начнется сплошная. Чтобы определить протяженность линии, необходимо совершить замеры 1.6 (до сплошной 1.1.) и расстояние между линиями. Данное расстояние нужно сложить и вывести протяженность 1.6.
Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:
Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».
Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».
Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.
Как оспорить штраф за пересечение сплошной
Бывают ситуации, когда водитель уверен в том, что не пересекал сплошную разметку, а инспектор убежден в обратном. В этом случае юристы советуют подкрепить свою позицию видеозаписями.
«В такой ситуации поможет видеорегистратор в салоне автомобиля, можно попросить представить на обозрение видеозапись нарушения, сделанную из салона машины ИДПС. Кроме того, если место предполагаемого нарушения находится в зоне видимости камер городского видеонаблюдения, можно оставить заявку на сохранение записи. Также можно использовать записи видеорегистратора позади едущего автомобиля», — советует автоюрист Никитин.
Искать и использовать видеозаписи рекомендует и ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала. «Если нет регистратора, следует осмотреться, нет ли камер на зданиях рядом с перекрестком, либо на основании ст.25.1 КоАП РФ потребовать, чтобы инспектор ознакомил водителя со своей фиксацией нарушения. Если с видеофиксацией совсем худо, то прибегайте к помощи свидетелей, укажите их в объяснительной и протоколе», — говорит Мацала.
Если нет и свидетелей, то слово водителя встает против слова инспектора, а это, по словам юриста, самый плохой сценарий. В таком случае водителю нужно включить видео на смартфоне либо диктофон, и записывать все общение с инспектором. Потому что, чем больше сотрудник ГИБДД совершит процессуальных и процедурных нарушений, предусмотренных КоАП РФ и приказом МВД 664, тем лучше для автомобилиста.
«Тогда при разбирательстве, если инспектор полагается лишь на собственное слово, но совершает нарушение порядка общения с водителем и оформления процессуальных документов, в нарушении может усомниться суд и прекратить дело за недоказанностью нарушения», — разъяснил Орест Мацала.
Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона
Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Самое главное в 2021 году: можно ли закончить обгон через сплошную?
Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2021 года есть две важных трактовки относительно этого.
И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то. И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.
Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!
Однако, на практике 2021 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).
Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?
Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.
Тем не менее, в практике 2021 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.
Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!