Проведение автотехнической экспертизы в случае ДТП в 2024 году

Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.

Кто может проводить автотехническую экспертизу?

Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:

• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);

• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;

• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).

Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.

Виды автотехнической экспертизы и их особенности

Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:

1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:

1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.

2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:

1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.

2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).

Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.

3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:

3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.

4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:

4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.

4.2. Факторы видимости.

Это исследование применяется реже всего из-за трудности установления некоторых нюансов, которые в случае неверного умозаключения могу негативно повлиять на само расследование.

5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:

5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.

Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

Читайте также:  Льготы для пенсионеров на проезд в электричках на 2024 год в Уфе

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2024 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

Подаем ходатайство о проведении экспертизы

Чтобы инициировать автотехническое исследование, гражданин должен составить ходатайство. На данном этапе лучше обратиться к опытному юристу, который поможет в составлении иска и подскажет, как добиться проведения судебной экспертизы.

Изучив материалы дела, суд назначает первичное исследование. Чаще всего водители относятся к данной процедуре предвзято. Будучи несогласным с результатами судебной экспертизы, участник аварии может инициировать повторное проведение процедуры.

Действующее законодательство не ограничивает количество экспертиз. Соответственно, гражданин вправе подавать ходатайство несколько раз. Экспертизы можно проводить до тех пор, пока стороны не убедятся в верности данных исследований.

Перед проведением независимой экспертизы составляются соответствующее уведомление. Данные документ необходимо отправить следующим участникам процесса:

  • судье;
  • оппоненту;
  • страховщику.

Задачи автотехнической экспертизы после ДТП

Основная задача, которая стоит перед экспертом — выявить все обстоятельства происшествия для определения виновника.

Не существует универсального набора вопросов к эксперту.

Каждое исследование, как и авария, индивидуальны. Задача специалиста дать четкие ответы на запросы следствия, суда или частного лица.

Все запросы относятся к категориям

👉 Характеристика дорожных условий, в которых произошла авария.

Например, каким образом мог повлиять сильный дождь на сцепление автомобиля с дорогой. Основная цель — определить показатели, которые могли сыграть роль в создании аварийной ситуации, снять вину с участников;

👉 Аналитика действий водителей-участников аварии.

Задача эксперта — оценить насколько действия участников соответствуют ПДД, приемам управления автомобилем. Здесь важно установить степень зависимости между действиями участников и наступившими последствиями дорожно-транспортного происшествия.

Сроки проведения независимой оценки авто после аварии

Согласно действующему законодательству обязательная оценка повреждений осуществляется СК в течения пяти рабочих дней. Если страховщик проводит экспертизу дольше, то вы можете самостоятельно обратиться к независимым экспертам, передав им заключение страховой компании. Обычно независимая оценка длится не более 10 дней.

Если вы приняли решение осуществить независимую оценку, то необходимо пригласить для ее участия всех заинтересованных лиц, путем извещения по почте. Если все участники ДТП живут в одном населенном пункте, то вы должны уведомить их за 3 дня до проведения оценочных работ, а при проживании в разных городах уведомление им должно поступить не менее чем за 6 дней до начала экспертизы.

Как подобрать надежную компанию для проведения независимой оценки?

Рассмотрим несколько рекомендаций по выбору организации для осуществления независимой экспертизы авто после аварии:

  • При выборе компании обязательно обращайте внимание на количество клиентов и рейтинг за конкретный период. Всю эту информацию можно посмотреть в интернете. В настоящее время существует множество сайтов, публикующих рейтинги компаний, занимающихся независимой оценкой. Кроме того, можно дополнительно изучить различные форумы автолюбителей, отзывы реальных клиентов и т. д. Это поможет вам определиться с выбором гораздо быстрее.
  • Тщательно изучите сведения, представленные на сайте оценочной компании. Большинство современных оценщиков имеют свои сайты, где выкладывают актуальную информацию об оказываемых услугах и их стоимости. Здесь также публикуются сканированные копии лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих профессионализм компании. Помимо этого, просчитайте на онлайн-калькуляторе предварительную цену независимой оценки. Это даст вам возможность выбрать для себя наиболее выгодное предложение.
  • При обнаружении скрытого или явного сотрудничества оценочной компании со страховой компанией лучше всего откажитесь от ее услуг. Это стоит сделать, поскольку некоторые оценщики могут неофициально подрабатывать в СК, в связи с чем, вы не сможете получить независимую оценку. Этот момент необходимо выяснить еще до заключения договора, на шаге выбора компании. Как правило, такие оценочные организации уговаривают своих клиентов провести экспертизу по документации, предоставленной страховщиком. Будьте бдительны!
  • Не стоит обращаться в оценочную организацию, оказывающую огромный перечень услуг. Такие компании не могут оказывать все услуги на высшем уровне. Как показывает практика, только узконаправленные организации обладают профессионализмом. Выбирайте компанию, специализирующуюся исключительно на проведении независимой экспертизы авто после аварии.
Читайте также:  Ходатайство о назначении молекулярно-генетической экспертизы

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Возможность ускорения процесса

Когда нужно провести криминалистическую экспертизу автомобиля, процедура осмотра и проверки может занимать длительное время. Но существуют возможности ускорения этого процесса.

Во-первых, можно обратиться в ГАИ или ГИБДД и узнать, есть ли возможность провести экспертизу на более ранний срок. Ответы на этот вопрос могут быть разными, в зависимости от ситуации.

Во-вторых, можно обратиться за помощью к независимой криминалистической экспертизе. Частные криминалистические эксперты могут провести осмотр и экспертизу автомобиля быстрее, чем государственная экспертиза.

В-третьих, можно заранее подготовить все необходимые документы. При проведении криминалистической экспертизы важно иметь при себе все документы, которые могут потребоваться. Это поможет избежать лишних задержек в процессе.

Также стоит учесть, что криминалистическая экспертиза может быть назначена только определенными лицами или органами. В зависимости от ситуации, экспертизу может назначить ГАИ, ГИБДД или суд.

Основные этапы проверки при криминалистической экспертизе автомобиля:

  • Осмотр и проверка кузова автомобиля;
  • Проверка маркировки автомобиля;
  • Установление подлинности документов;
  • Общая проверка автомобиля на наличие следов преступления.

Также важно понимать, что цена и сроки проведения криминалистической экспертизы автомобиля могут различаться в разных регионах и от разных организаций.

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП.
Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?

На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО. Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными. Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?
Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики. Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».
В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля. При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует. Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!

Разновидности исследований

Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:

  • Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:

— Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.

— Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.

— Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.

  • Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
  • Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
  • Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
  • По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.

В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:

  • Первичная экспертиза;
  • Дополнительная – открывает нюансы первичной;
  • Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
  • Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
  • Комиссионная – групповая экспертиза;
  • Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.

Дистанционный осмотр автомобиля страховой компанией

Рассмотрим новую часть 10.1, внесенную в статью 12 закона «Об ОСАГО»:

10.1. Осмотр поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества может осуществляться страховщиком путем получения им от участников дорожно-транспортного происшествия фото- и видеоматериалов в электронной форме. Получение от участников дорожно-транспортного происшествия фото- и видеоматериалов в электронной форме может осуществляться страховщиком в целях проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки). Осмотр в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, осуществляется по соглашению между потерпевшим и страховщиком.

Пожалуй, одно из самых интересных нововведений от 15 июля 2023 года, — это введение возможности осмотра автомобиля в дистанционной форме. При этом суть процедуры состоит в том, что водитель направляет в страховую компанию фото и видеозаписи с повреждениями транспортного средства, а страховая компания на основании этих материалов проводит осмотр, независимую техническую экспертизу и независимую оценку.

При этом дистанционный осмотр осуществляется только по соглашению страховой компании и потерпевшего, то есть не является обязательным.

Что касается самого дистанционного осмотра, то у него есть как положительные, так и отрицательные стороны:

  • процедура будет удобна для водителей, проживающих в отдаленной местности, т.к. им не придется лишний раз ехать в страховую компанию.
  • если фото и видеоматериалы будут подготовлены плохо, а страховая компания их невнимательно изучит, то не все повреждения автомобиля будут замечены, а это повлияет на размер компенсационной выплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *