Конструкция и технические характеристики объекта основного средства не всегда позволяют однозначно определить, относится он к движимому или недвижимому имуществу. С 1 января 2013 г. такой вопрос особенно актуален, ведь принятое на учет имущество с этой даты не облагается налогом на имущество.
Какого рода постройкой является контейнерная площадка для сбора мусора?
В соответствии с налоговым кодексом РФ блок-контейнеры относятся к основным средствам. По эксплуатационному периоду в кодексе выделяют 10 групп.
АС Дальневосточного округа от 27.11.2018 N Ф03-4408/18). Ведь, например, в постановлении Пятого ААС от 24.10.2018 N 05АП-6097/18 предметом спора было в том числе отнесение здания-холодильника к недвижимости, где судом было учтено множество обстоятельств, которые мы приведем специально с тем, чтобы показать, насколько глубоко следует исследовать особенности конкретного объекта*(1).
Согласно существующему законодательству РФ блок-контейнер, эксплуатируемый обособленно или становящийся сборочной единицей модульного здания, является движимым имуществом.
Понятие и различия движимого и недвижимого имущества необходимо раскрыть для того, чтобы впредь не возникало путаницы. Начнем с определений.
Налог на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и направленных в налоговые органы органами Росреестра, которые ведут кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе о виде и назначении объекта недвижимости.
НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из перечисленных в письмах нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики (более подробно об этом смотрите материал).
В письме парламентарий напомнила, что от уплаты данных налогов уже освобождены организации и учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, а также общероссийские организации инвалидов, среди членов которых люди с ограниченными возможностями и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
В отношении объектов, указанных во втором вопросе, полагаем, будет применяться та же логика, которая представлена в ответе применительно к мобильному зданию и пристройке.
ФАС Западно-Сибирского округа также рассматривал спор, решение которого зависело от того, относится ли спорный объект к недвижимому имуществу.
А вот определение числящегося на балансе недвижимого ОС как движимого приведет к недоимке по налогу на имущество.
Поэтому, обнаружив путаницу, нужно незамедлительно произвести перерасчет налога и определить сумму недоимки.
Регистрация права собственности на объекты внешнего благоустройства
Согласно п. 1 ст. 4 Закона №122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами ГК РФ.
Проанализируем арбитражную практику по распространенным элементам благоустройства в части необходимости государственной регистрации права собственности в ЕГРП.
Как отмечено в Постановлениях ФАС Уральского округа от 30.03.2015 г. №А60-24367/2014, от 30.03.2015 г. №А60-24407/2014, ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям (элемент благоустройства). Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации в порядке, предусмотренном Законом №122-ФЗ. В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 г. №1160/13.
Налоговые последствия признания объекта не подлежащим государственной регистрации
Вопросы государственной регистрации объектов внешнего благоустройства в качестве недвижимости тесно связаны с порядком налогообложения налогом на имущество.
Начиная с 2013 г. не облагаются налогом на имущество движимые объекты, принятые на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г.
Из анализа судебной практики следует, что арбитражные суды не признают элементы благоустройства (например, ограждения, замощение площадки) в качестве объектов недвижимости, поскольку данные объекты не могут эксплуатироваться самостоятельно, а имеют вспомогательный характер по отношению к земельному участку, являясь принадлежностью земельного участка (ст.135 ГК РФ).
Таким образом, элементы благоустройства не облагаются налогом на имущество организаций, если они приняты на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г.
Однако, если речь идет об отдельных объектах недвижимости (например, дороги федерального и регионального значения), созданных как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, то такие объекты подпадают под налогообложения налогом на имущество, являясь недвижимым имуществом.
Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.
В них входят следующие положения:
- При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
- СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
- Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
- Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
- Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
- Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.
Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки
Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:
- Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
- Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
- На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
- Устанавливается сигнализация.
- Ведется видеонаблюдение.
Что требуется по СанПиН
То, как должен обустраиваться новый участок для сбора мусора, нужно искать в СанПиН:
- Согласование территории обустройства площадки проводится вместе с архитектором, работниками СЭС, ЖКХ.
- Одна площадка рассчитана на 5 емкостей и не больше: запрещается превышать это количество, потому что сложнее поддерживать чистоту, проводить дезинфекцию. Чтобы рассчитать количество емкостей точно, учитывается количество жильцов в доме, а также количество мусора, которое накапливается за конкретное время.
- Емкости ставятся на бетонированную или асфальтированную плиту, выступающую над землей на 10-20 см. Плита немного наклонена, чтобы проще было перемещать громоздкие накопители. Места перед площадкой должно быть достаточно, чтобы мусоровоз подъезжал, разворачивался, уезжал. При этом сама площадка обязана делаться открытой, продуваемой.
- Обязательно наличие ограды. Территория закрывается с трех сторон. Для этого используется бордюр, ограда или кустарники, деревья высотой от 100 см.
- Крышки обязаны быть герметичными, чтобы не выпускать запахи, не пускать влагу, а также не позволять мусору разлетаться по площадке, животным — залезать в баки.
- Удаленность от построек составляет от 20 до 100 м.
Постановление №1039 обязывает вносить контейнерные площадки в единый реестр. По закону территорию для хранения отходов выделяет государство.
Если вы собираетесь обустраивать зону для накопления мусора, действовать нужно по следующей схеме:
- отправить обращение в местные органы самоуправления с требованием предоставить участок;
- оформить зону по всем правилам;
- внести сведения в единый реестр.
Допустим, что проект не одобрили. Нужно исправить недочеты и отправить документ повторно. А когда одобрение будет получено, можно приступать к эксплуатации.
Чтобы гарантировать себе одобрение, предоставляйте исчерпывающие сведения по этому вопросу:
- точный адрес расположения с обозначением координат на карте, сопровождающийся схематичным изображением;
- технические сведения;
- информация о домовладельце, источниках поступления ТКО.
Изменятся требования к контейнерным площадкам, размещению урн и обращению с листвой/снегом
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть оборудованы площадки контейнеров для накопления твердых городских отходов. Елена Шерешовец в номере интернет-журнала рассказала об основных требованиях к контейнерным площадкам, которые, согласно СанПиН 2.1.3684-21, будут действовать с 1 марта 2021 года:
- Площадки накопления ТБО.
Они должны иметь подъездную дорогу и твердое покрытие (асфальт, бетон) с уклоном для отвода талой и дождевой воды. Вокруг участка необходимо с трех сторон соорудить забор высотой не менее одного метра, что предотвращает распространение мусора за его границы.
Расстояние от контейнерной площадки до соседних домов, детских и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. При раздельном сборе мусора минимальное расстояние уменьшается и начинается с 8 метров. Кроме того, новым СанПиН 2.1.3684-21 установлены четкие требования к количеству контейнеров на площадках для крупногабаритных отходов и ТБО в зависимости от того, сортируют ли жители МКД отходы или нет. Узнайте в номере интернет-журнала.
- Вывоз твердых городских и крупногабаритных отходов.
Как отметила Елена Шерешовец, сроки вывоза ТБО по-прежнему определяются исходя из среднесуточной температуры воздуха за три дня:
- при плюс 5 ° С и выше — не более суток временного хранения;
- при плюс 4 ° С и ниже — не более трех суток.
В новых правилах и положениях законодатели также прописали порядок вывоза ММР: по мере их накопления, но не реже одного раза в 10 дней при температуре наружного воздуха + 4 ° C и ниже и при температуре + 5 ° C и выше. — не реже одного раза в 7 дней.
- Корзины и уборка комнаты.
Расстояние между урнами, которые располагаются у входов в дома, не должно превышать 100 метров, а в ОУ должен быть предусмотрен вывоз мусора из них не реже одного раза в сутки.
СанПиН 2.1.3684-21 запретил сжигание листвы деревьев и кустарников на территории населенных пунктов, в том числе возле домов — отходы следует вывозить на свалки. Каковы требования к хранению / размещению снега, а также к вывозу жидких бытовых отходов (ЖСВ) и вывозу мусора в пляжных зонах, узнайте из онлайн-видеожурнала.
Нормы размещения мусорных баков для частных территорий
Для частных домов места оборудования помойных стоков, мусоросборников определяют сами жители. Располагаться контейнеры могут на отдалении 8-10 метров от домовладения. При возникновении спорных ситуаций вопрос решается с участием общественных представителей, комиссиями районной администрации, Советом депутатов.
Обслуживающая управляющая компания отвечает за:
- оборудование площадки для установки мусорных баков возле жилых домов;
- осуществлять транспортировку ТБО к специально оборудованным свалкам;
- соблюдение санитарных норм по уборке территории;
- организацию подъезда и освещенность контейнеров для мусора.
Прочие нормы по установке мусорных контейнеров
Для сбора мусора подходят водонепроницаемые контейнеры с закрывающейся крышкой. При обустройстве необходимо соблюдать установленные требования:
- Количество мусорных баков: не более 5. Большая площадь мусороприемника осложняет уборку.
- На площадке для контейнеров должно быть бетонное или асфальтовое покрытие.
- Мусорка должна быть закрыта забором как минимум с трех сторон. Допускается установка ворот с той стороны, с которой подъезжает мусоровоз.
- Не допускается установка баков на крупных автомагистралях, на пешеходных дорожках.
- Если объект огорожен с четырех сторон, у водителей мусоровоза должны быть ключи, а у жителей ближайших домов – возможность выкинуть мусор, не открывая ворота.
- Высота забора, который огораживает мусорку, должна быть от 1 до 2,5 метра.
- Внешняя сторона забора может примыкать к бордюрам или зеленым насаждениям.
- Допускается небольшой угол наклона поверхности для стока воды.
- Монтаж крыши над забором обязателен, если у баков нет защитных крышек.
- Когда контейнеры закрываются, навес над ними можно не устанавливать.
- Монтаж видеонаблюдения и сигнализации не регламентируется.
- Допускается временная установка баков без ограждений и обустройства сроком на 24 часа (например, для вывоза строительного мусора).
- Вывоз мусора летом нужно проводить ежедневно, а зимой – один раз в три дня.
Требования к организации площадки
Нормативы для оборудования мест накопления ТКО и их обслуживания регламентированы документами СанПиНа.
- Чтобы оборудовать место сбора отходов, требуется получить согласие муниципального образования города, СЭС службы и компании, занимающейся обслуживанием территории.
- От количества проживающих в жилом комплексе людей зависит число устанавливаемых на территории мусорных баков. Правила установки ограничивают данное количество 5-ю контейнерами.
- Контейнерная площадка должна оборудоваться бетонным основанием и находиться под уклоном, для облегчения перемещения мусорных баков.
- Ограждение контейнерной площадки выполняется с 3-х сторон, не исключаются варианты изготовления навеса. Места накопления мусора ограждаются конструкцией из металла или насаждениями, которые позволяют удержать мусор в пределах выделенной территории.
- Контейнеры предназначены исключительно для накопления твердых коммунальных отходов, запрещается выброс строительных и производственных отходов.
- Мусорные баки оснащаются плотно прилегающими крышками, которые выполняют функции: защищает от влаги, при выпадении осадков, исключают распространение мусора при сильном ветре, препятствуют проникновению животных
Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.
В них входят следующие положения:
- При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
- СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
- Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
- Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
- Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
- Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.
Создайте места накопления ТКО
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.
Оборудование и размещение контейнерной площадки: новые правила
22.04.2021 г.
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) (СанПиН 2.1.3684-21, введенные в действие 1 марта 2021 года).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение c 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных или специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров. Допускается уменьшение указанных расстояний, но не более чем на 25%.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.
В случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
Владелец контейнерной или специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов. Периодичность вывоза ТКО ( не реже 1 раза в 10 суток в холодный период, не реже 1 раза в 7 суток в теплый период).
Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.
Транспортирование КГО со специальной площадки к месту осуществления деятельности по обращению с отходами должно проводиться с использованием специально оборудованного транспортного средства, обозначенного специальным знаком (далее – транспортное средство), на объект, предназначенный для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
Транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.
Допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).
Правительство РФ запустило реформы, в рамках которых предусмотрен раздельный сбор ТКО. Ассортимент выпускаемых контейнеров значительно расширился. Условно все мусоросборники делят на два вида по типу установки:
-
Баки надземного типа установки считаются мобильными. Маленькие ёмкости переносят руками, перекатывают на колёсиках, если таковые предусмотрены конструкцией. Отличительной чертой является небольшая площадь мусорного контейнера, который занимает около 1 м2 места. Объёмные тяжёлые мусоросборники стационарные. Коммунальные службы их опустошают с применением спецмашин.
- Мусоросборники заглублённого типа погружены внутрь шахты. На поверхность земли выступает только приёмник для ТКО. Устанавливают контейнеры в местах большого скопления людей. Они предотвращают распространение неприятных запахов, эстетично выглядят. Прессовка мусора происходит под собственным весом, что позволяет его реже вывозить, чем с баков надземного типа.
Наземные виды контейнеров для мусора различаются конструкцией. Они бывают:
- стандартные в виде ёмкости без крышки, колёс, ручек;
- с ручками для транспортировки (обычно баки маленького объёма);
- с крышкой, которая предотвращает распространение неприятных запахов, намокание отходов во время дождя, ограничивает доступ животных и птиц;
- с колёсами, обеспечивающими простоту передвижения контейнера по территории;
- комбинированные модели – с колёсами и крышкой.
Баки, имеющие увеличенный объём мусорного бункера, а также изменённую конструкцию, называют бункерами-накопителями. Они выше обычных мусоросборников, но имеют один заниженный борт. Предназначен бункер-накопитель ТБО для ручного заполнения крупногабаритным мусором.