Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
За езду без установленного тахографа предусмотрены штрафы, которые варьируются в зависимости от характера нарушения. В Российской Федерации установлены следующие штрафы:
Характер нарушения | Штраф | Повторное нарушение |
---|---|---|
Езда без установленного тахографа | От 20 000 до 50 000 рублей | От 50 000 до 100 000 рублей |
Сокрытие информации, нарушение работы тахографа | От 30 000 до 60 000 рублей | От 70 000 до 120 000 рублей |
Использование недостоверных данных | От 40 000 до 70 000 рублей | От 80 000 до 150 000 рублей |
Вмешательство в работу тахографа | От 50 000 до 100 000 рублей | От 100 000 до 200 000 рублей |
Штрафы за езду без тахографа могут быть увеличены в случае причинения вреда здоровью или жизни других участников дорожного движения, а также при повторных нарушениях. Помимо штрафов, возможно лишение водительских прав, временное изъятие транспортного средства и другие административные меры воздействия.
Размер штрафов в 2024 году
В 2024 году размер штрафов за езду без тахографа значительно увеличится. Владельцев транспортных средств ожидают серьезные финансовые последствия при нарушении требований по использованию тахографов. Согласно новым правилам, штраф составит:
- Для юридических лиц: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 100 000 до 300 000 рублей
- Для физических лиц: от 30 000 до 100 000 рублей
Кроме того, в случае повторного нарушения в течение года, размер штрафа может быть увеличен в два раза. Также предусмотрены меры ответственности для тех, кто продает, устанавливает или ремонтирует транспортные средства без тахографов. Штрафы в этом случае составят:
- Для юридических лиц: от 500 000 до 1 000 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для физических лиц: от 100 000 до 300 000 рублей
Такие значительные суммы штрафов ставят перед участниками дорожного движения серьезные финансовые риски и являются значимым стимулом для соблюдения новых требований.
Перечень категорий транспорта, подпадающих под обязательство установки тахографа
1. Грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны.
Такие транспортные средства, используемые для перевозки грузов, должны быть оборудованы тахографами, которые регистрируют информацию о скорости, пройденном расстоянии, времени работы водителя и периодах отдыха.
2. Автобусы и автобусы-прицепы, предназначенные для перевозки пассажиров.
Владельцы автобусов и автобусов-прицепов также обязаны устанавливать тахографы в своих транспортных средствах. Через эти устройства осуществляется контроль за общим временем работы водителей и их периодами отдыха.
3. Тягачи и грузовые автомобили, используемые для перевозки опасных грузов.
Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подпадают под обязанность установить тахографы. Это позволяет контролировать время работы водителя и его состояние отдыха, чтобы избежать возможных аварий и происшествий.
Обращаем ваше внимание, что ознакомление с законодательством и консультация с юристом являются важными элементами для определения обязанности в установке тахографа. Регулирования могут различаться в зависимости от страны и региона.
Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора?
В соответствии с Законом РФ «О дорожном движении» проверки тахографа могут проводить только сотрудники ГИБДД. Однако, на практике, в случае выявления нарушений правил работы с тахографом, инспекторы Ространснадзора могут привлекаться для детальной проверки и выявления нарушений.
Если водитель отказывается предоставить распечатку данных тахографа или устройство сломалось, то инспектор, в соответствии с законом, имеет право принять меры к задержанию транспортного средства для проведения проверки в установленные сроки. При этом водителю может быть выписан штраф и нарушение будет рассматриваться как нарушение правил эксплуатации транспортного средства.
Распоряжение о такой проверке должно быть выдано водителю или лицу, ответственному за эксплуатацию автомобиля. Если водитель не согласен с результатами проверки или со штрафом, он имеет право обжаловать решение инспектора в установленном порядке.
Введение штрафов за нарушение правил работы с тахографом и установка их обязательной установки на автомобили вступило в силу с января 2024 года. Теперь каждое транспортное средство, подлежащее обязательной установке тахографа, должно быть оснащено этим устройством, и водитель обязан правильно работать с ним.
Как обмануть тахограф и можно ли это сделать?
ОБМАНУТЬ без выявления последствий цифровой тахограф НЕВОЗМОЖНО!
Любое вмешательство:
- Отключение питания от аккумулятора;
- Отключение провода зажигания;
- Отключение датчика скорости;
- Установка магнита на датчик скорости;
В цифровых тахографах все записи информации ведутся во внутреннюю память тахографа. Блок СКЗИ обеспечивает неконтролируемость данных в тахографе.
Если у Вас установлен цифровой тахограф, Вы можете сами лично все это проверить, достаточно найти в меню тахографа пункт «События и ошибки» а затем распечатать их. На распечатке все четко прописано: когда отключали аккумулятор и на какое время, был ли отключен датчик скорости, двигалось ли тс без карты водителя и какое время, превышения скорости и режима труда.
Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?
Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.
В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.
Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2024
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Кто будет проверять наличие тахографа?
Такие органы, как Госавтоинспекция, таможня и другие, могут проверять наличие тахографа на транспортных средствах при осуществлении контроля на дорогах или на границе. Тахограф должен быть установлен на определенные виды транспорта, такие как грузовики, автобусы и тягачи, которые используются для перевозки грузов или пассажиров.
Для водителя также обязательно иметь карту водителя, которая должна быть оформлена с учетом требований законодательства. В случае отсутствия карты или неправильного оформления, водителю может быть наложен штраф.
Порядок проверки наличия тахографа на транспортных средствах и оформления карты водителя определен законодательством. Механизм обжалования штрафов и административных наказаний также установлен в законодательстве.
Какие требования к онлайн-тахографу
С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.
- Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
- Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
- Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
- Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
- Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.
Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |