Крупной сделкой для некоммерческого учреждения признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок расчета размера крупной сделки
Порядок расчета размера крупной сделки в 2023 году аналогичен порядку, применяемому в 2023 году. Для расчета критерия отнесения сделки к крупным в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Приказом Минфина России от 30 ноября 2023 года установлена форма указанного Баланса, но не регламентирован порядок расчета размера крупной сделки.
Отмечено, что в случае оформления сделки бюджетным учреждением в начале финансового года в период, когда годовая отчетность за предшествующий год находится на стадии составления, расчет критерия отнесения сделки к крупным целесообразно осуществить по данным последней официальной отчетности. С этой целью используются показатели Баланса, сформированного по форме до внесения изменений указанным приказом Минфина России и представленного в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
До 2023 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
В течение 2023 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.
Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
- Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
- Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.
Документы На Одобрение Крупной Сделки Автономного Учреждения
- 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
- 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
- 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
- 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
- 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
- 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 «О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2023 году», в составе квартальной отчетности за I полугодие 2023 г.
- сделки, совершаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов):
- сделки по приобретению движимого имущества, необходимого для обеспечения обычной уставной деятельности бюджетного учреждения;
- сделки по выполнению работ по ремонту принадлежащего бюджетным учреждениям имущества;
- сделки, совершаемые в соответствии с п. п. 2, 2.1, 30 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов;
- сделки по реализации произведенных бюджетными учреждениями товаров, выполнению ими работ, оказанию ими услуг.
Об определении балансовой стоимости активов при расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности выводов, сделанных на основании анализа действующего законодательства.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
Для чего применяется в госзакупках
Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания.
Уточнены понятия выгодоприобретателя и финансовых активов. Установлено, что если ОФР не выявила клиентов, выгодоприобретателей и (или) контролирующих их лиц, являющихся зарубежными налоговыми резидентами, надо проинформировать ФНС о подобном необнаружении.
Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения.
Возврат деньгами невозможен, если имеется недоимка по любым налогам – федеральным, региональным или местным.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в Обращении вопроса.
Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока.
Ранее для участия в государственных закупках любой участник должен был аккредитоваться на каждой федеральной площадке. Подаваемая документация подвергалась тщательному анализу, всесторонней и скрупулезной проверке на ЭТП. При обнаружении ошибок в оформлении Решения – заявка отклонялась, документация возвращалась с указаниями допущенных ошибок либо неточностей.
Анализ факторов, влияющих на расчет величины крупной сделки
При расчете величины крупной сделки для автономного учреждения в 2024 году необходимо учесть ряд факторов, которые могут оказать влияние на итоговую сумму.
Один из основных факторов – это объем предоставляемых услуг или товаров. Чем больше объем, тем выше величина сделки. Необходимо учесть как единичные покупки, так и постоянные услуги, которые будут предоставляться в течение определенного периода времени.
Еще одним фактором, который следует учесть, является стоимость предоставляемых услуг или товаров. Если стоимость единичной услуги или товара высока, то и величина сделки будет соответствующей. Необходимо также учесть различные скидки или акции, которые могут быть применены.
Дополнительно стоит обратить внимание на сезонность спроса. Если услуги или товары будут предоставляться в период повышенного спроса, то и величина сделки может быть выше. Необходимо учесть сезонные факторы, такие как праздники или временные акции.
Также следует учитывать рыночные условия. Если цены на услуги или товары в текущем рыночном сегменте повышаются, тогда и величина сделки будет соответствующей. Необходимо провести анализ конкурентов и учесть текущие цены на рынке.
Важным фактором, который следует учесть, является стратегическая значимость сделки для автономного учреждения. Если сделка имеет важное стратегическое значение или может принести дополнительные преимущества, то и величина сделки может быть более значительной.
Фактор | Влияние на величину сделки |
---|---|
Объем предоставляемых услуг или товаров | Высокий объем – высокая величина сделки |
Стоимость предоставляемых услуг или товаров | Высокая стоимость – высокая величина сделки |
Сезонность спроса | Повышенный спрос – высокая величина сделки |
Рыночные условия | Повышение цен – высокая величина сделки |
Стратегическая значимость сделки | Высокая значимость – высокая величина сделки |
В итоге, при расчете величины крупной сделки для автономного учреждения в 2024 году необходимо учитывать объем и стоимость предоставляемых услуг или товаров, сезонность спроса, рыночные условия и стратегическую значимость сделки. Анализ этих факторов позволит определить оптимальную величину сделки, учитывая все возможные влияния.
Доступные методы проверки финансовой состоятельности партнеров
1. Анализ финансовой отчетности
Первым и наиболее распространенным методом проверки финансовой состоятельности партнеров является анализ их финансовой отчетности. Данный метод позволяет оценить финансовое положение и финансовую устойчивость компании на основе ее финансовых показателей, таких как выручка, прибыль, активы, обязательства и др. Для анализа финансовой отчетности можно использовать различные методы и показатели, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д.
2. Оценка кредитного рейтинга
Другим методом проверки финансовой состоятельности партнеров является оценка их кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг является оценкой кредитоспособности и финансовой устойчивости компании, которую выставляют специализированные кредитные организации и агентства. Оценка кредитного рейтинга основывается на различных факторах, таких как финансовая отчетность, бизнес-модель, рыночная позиция и др. Оценка кредитного рейтинга партнера может быть полезной при принятии решения о заключении крупной сделки.
3. Проверка кредитной истории
Также стоит учесть проверку кредитной истории партнера. Проверка кредитной истории позволяет оценить платежеспособность и платежную дисциплину компании. Для проверки кредитной истории можно обратиться к специализированным кредитным бюро, где хранятся записи о финансовых операциях и задолженностях компании. Это позволит получить информацию о прошлых и текущих кредитах, просрочках платежей и др.
4. Анализ рыночной позиции
Дополнительным методом проверки финансовой состоятельности партнеров может быть анализ их рыночной позиции. Рыночная позиция компании оценивается на основе таких факторов, как доля рынка, конкурентное преимущество, инновационность и др. Анализ рыночной позиции может помочь определить стабильность и перспективы развития партнера, что важно при заключении долгосрочных и крупных сделок.
Необходимость правильного определения предельных сумм сделки
Определение предельной суммы сделки основывается на ряде факторов, таких как бюджет учреждения, его финансовые возможности и способность выполнять финансовые обязательства.
Важно учесть не только текущую финансовую ситуацию, но и прогнозируемые изменения, которые могут повлиять на финансовую стабильность учреждения. Например, рост затрат на зарплаты, инфляция или изменения в законодательстве.
Определение предельной суммы сделки также должно учитывать специфику учреждения и его задачи. Например, если автономное учреждение занимается закупкой товаров или услуг, необходимо определить предельную сумму сделки, которая позволит учреждению своевременно получить необходимые ресурсы.
Правильное определение предельных сумм сделки также помогает избежать возможных коррупционных ситуаций. Четко определенные предельные суммы сделки помогают предотвратить возможные злоупотребления доверием и соблюдать принципы прозрачности и открытости.
В итоге, правильное определение предельных сумм сделки является неотъемлемой частью эффективного финансового управления автономным учреждением. Это позволяет обеспечить финансовую стабильность, своевременное получение необходимых ресурсов и соблюдение принципов прозрачности и открытости.
Составные части решения учредителей
Констатирующая часть носит описательный характер и состоит из указания:
- Места собрания. Несмотря на то, что город уже указан, территориальная принадлежность в этом пункте уточняется конкретным адресом.
- Даты проведения.
- Времени начала и окончания регистрации участников. Это формальный пункт, но его наличие говорит о добросовестности заполнения решения учредителей об одобрении крупной сделки секретарем.
- Перечня участников собрания. Обязательна отметка о том, имеется ли кворум или нет. Без него все остальные действия и подписи будут недействительны.
- Информации о том, какой из участников обладает каким процентом голосов. Эти данные берутся из учредительных документов.
- Времени открытия и закрытия собрания.
- ФИО секретаря, оформляющего решение учредителей в надлежащую форму.
Крупная сделка для бюджетного учреждения
В случаях изменения в течение года валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)) (Письма Минфина России от 14.05.2022 N 02-07-07/27504, от 25.03.2022 N 02-07-10/17076). В соответствии с нормами п. 72 Инструкции N 33н информация в сведениях (ф. 0503773) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Сведения (ф. 0503773) формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности. Периодичность представления — годовая. Однако в случае реорганизации учреждения эта форма составляется на дату проведения реорганизации в составе пояснительной записки (ф. 0503760) и представляется органу исполнительной власти, выполняющему функции и полномочия учредителя.
Напомним, что особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации учреждения установлены п.
Порядок утверждения размера крупной сделки
При определении величины крупных сделок существует проблема срока утверждения отчетности. Согласно формулировкам Законов N N 7-ФЗ и 174-ФЗ сделка является крупной, рассчитанной соответствующим образом по данным бухгалтерской отчетности учреждения на последнюю отчетную дату. Однако для составления и утверждения отчетности также требуется время. Например, срок сдачи отчетности учреждением, установленный учредителем, составляет 20 календарных дней после окончания отчетного периода. Это значит, что учреждение представило учредителю отчетность за 2014 г. до 20 января 2015 г. В то же время у учреждения может возникнуть необходимость начать процедуру совершения сделки, которая может быть отнесена к крупным, в течение января, когда отчетность еще не составлена и не утверждена. Законодательно данная проблема не урегулирована.
Подобная проблема существует и у коммерческих организаций, где накоплен больший по сравнению с учреждениями опыт по заключению и оспариванию крупных сделок. Самым надежным вариантом, полностью отвечающим требованиям законодательства и исключающим риски, является самый «осторожный» вариант — воздержаться от сделок до утверждения отчетности. Однако он же несет наибольшую угрозу нормальной работе учреждения, так как тормозит крупные приобретения или продажи, которые могут быть уже запланированы.
Также не урегулирован законодательством вопрос об изменениях валюты баланса в межотчетный период. В этом случае неизбежно возникает вопрос о том, с какого момента должна меняться величина крупной сделки. Ответ на него зависит в том числе и от того, по какой причине менялась валюта баланса, так как от этого зависит порядок составления отчетности учреждением. Например, при реорганизации учреждение составляет промежуточную отчетность на дату начала реорганизации и окончательную — на дату окончания, а например, при переоценке активов никаких дополнительных отчетных дат не вводится. В связи с этим наиболее целесообразным было бы ежегодное издание учредителем приказа о размере крупной сделки на основании данных последней утвержденной отчетности либо согласование данного размера с наблюдательным советом учреждения.
Порядок Расчета Размера Крупной Сделки В 2021г
Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.
Этот термин применим к заключаемой сделке при ее соответствии определенным критериям и с учетом организационно-правовой формы юрлица. Сюда можно причислить и группу объединенных взаимосвязанных сделок. В роли признаков взаимосвязи этих договоров выступают такие параметры: однородность, достаточная близость по дате их проведения, одинаковый перечень участвующих лиц и один приобретатель, общая хозяйственная цель.
При покупке более 30% акций ПАО в порядке, регулируемом главой XI.1 закона № 208-ФЗ, покупатель обязан направить публичную оферту — предложение о приобретении акций иным собственникам ценных бумаг. При этом в стоимость сделки входит не только цена покупаемых акций, но и цена других акций, которые покупатель должен попытаться выкупить у текущих владельцев.
Для участия в тендере в ряде ситуаций требуется должным образом составленная справка о крупности сделки. Документ необходимо подтвердить подписью руководителя компании и ее главного бухгалтера. Справка такого вида нужна также для предъявления в Росреестре с целью регистрации перехода прав на недвижимость.
Само понятие крупной сделки для ооо определено в соответствующем Федеральном законе №14, в статье 46. Здесь описан обозначенный термин и даны подробные разъяснения относительно всех аспектов поставленного вопроса. Согласно этому законодательному акту установлено два ключевых критерия крупной сделки для ООО:
- для акционерных обществ – в статье 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- для обществ с ограниченной ответственностью – в статье 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- для бюджетных учреждений – в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- для унитарных предприятий – в статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2021 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Новое в учетной политике на 2022 год
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Для бюджетных (автономных) учреждений законодательством введено понятие крупных сделок*(1).
По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.
При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.
Бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Чтобы понять, какая сделка будет крупной, нужно разобраться с балансом ООО. Баланс — это активы и пассивы компании. Активы — это собственность компании, которая может приносить доход. Например:
- деньги;
- долги, которые ей должны вернуть;
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- инвестиции;
- резервы.
А пассивы — это то, из чего состоят активы, например уставной и добавочный капитал, кредиты.
Каждый год бухгалтер считает, сколько у компании активов, а сколько пассивов. Этот подсчет называется «бухгалтерским балансом». Его компания сдает в налоговую и Росстат.
Одобрение сделки — это согласие участников общества на ее проведение. Без согласия налоговая и любой из участников общества могут ее отменить.
Что включает в себя справка?
Рассмотрим детально, как должна выглядеть справка для ООО. Определенной формы еще не существует, но рекомендуем вам придерживаться таких правил:
- документ должен быть напечатан на фирменном бланке, либо же просто на листе вы указываете информацию о своей компании. После этого указывается место, куда вы планируете передавать этот документ;
- затем вы обязательно должны написать, что справка подтверждает собой, что сделка не является крупной. Укажите номер сделки и напишите закон, в соответствии с которым она такой не является;
- также вы должны уделить внимание таким моментам, как: дата проведения сделки, ее номер и предмет. Старайтесь указывать все эти детали;
- на справке должна стоять точная дата ее составления, подпись руководителя, главного бухгалтера и поставьте печать ООО.