Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.
Коэффициент мощности ОСАГО 2024 года
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
КП — Срок страхования
Чем меньше срок страхования, тем дешевле будет стоить полис
Срок страхования | Значение |
---|---|
1 год | 1 |
9 месяцев | 0.95 |
8 месяцев | 0.9 |
7 месяцев | 0.8 |
6 месяцев | 0.7 |
5 месяцев | 0.65 |
4 месяца | 0.6 |
3 месяца | 0.5 |
2 месяца | 0.4 |
от 16 дней до 30 дней | 0.3 |
от 5 до 15 дней | 0.2 |
КБМ — коэффициент бонус-малус
Зависит от того, сколько было страховых возмещений по ОСАГО конкретного водителя, то есть когда он был виновником ДТП. Учитываются только те ДТП, по которым есть данные в единой автоматизированной системе ОСАГО. Информацию туда добавляют страховые компании.
При определении КБМ учитывают количество страховых возмещений за год, но берут период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего.
Например, если страховку оформляют в декабре 2023 года, берут значение КБМ, которое было определено после 31 марта 2023 года. А если в апреле 2024 года, то уже новое, которое будет установлено после 31 марта 2024 года.
В зависимости от количества страховых выплат по вине водителя или их отсутствия каждый год устанавливается определённый класс КБМ, которому соответствует свой коэффициент. Если за страховой период не было выплат по страховке, класс КБМ увеличивается, а коэффициент уменьшается. Если в страховом периоде были выплаты по ОСАГО водителя, класс КБМ понижается, а коэффициент увеличивается. Чем больше было выплат, тем ниже станет класс КБМ и тем выше будет коэффициент.
На 2023 год самый высокий класс КБМ — M, которому соответствует коэффициент 3,92. Минимальный класс КБМ — 13, которому соответствует коэффициент 0,46. Самый маленький коэффициент могут использовать, если за последние 10 лет по ОСАГО водителя не было страховых возмещений.
Таблица коэффициентов мощности ОСАГО 2024
Мощность двигателя (в л.с.) | Коэффициенты мощности |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
Данный параметр наряду с территориальным коэффициентом (КТ) планировали исключить из формулы расчёта по ОСАГО ещё в 2019 году: многие отмечают, что эти коэффициенты далеко не всегда справедливы. Однако дело до этого так и не дошло: в 2024 году единственные изменения в тарификации касаются размеров базовых ставок.
Как происходит ценообразование в ОСАГО
Чтобы предложить клиенту уникальную цену страховки, страховщики используют специальную формулу. В ней учитываются свойства ТС, а также уникальные характеристики автолюбителя. В 2023 году для расчета страховщиками применяется 7 разных коэф-тов (8, если транспортное средство зарегистрировано не в РФ). Единая формула для определения цены выглядит следующим образом:
- Итоговая цена ОСАГО в 2023 = ТБ ∙ КМ ∙ КБМ ∙ КВС ∙ КС ∙ КТ ∙ КО ∙ КП.
Расшифруем перечисленные в формуле аббревиатуры и объясним, что означает каждая из них:
- ТБ – базовая ставка полиса ОСАГО. Каждый страховщик устанавливает это значение самостоятельно в рамках коридора тарифов, регулируемого Центробанком.
- КМ – меняется в зависимости от мощности ТС.
- КБМ – отражает то, насколько аккуратно ездит каждый отдельно взятый водитель. Повышается, если человек учинит ДТП.
- КВС – коэффициент, опирающийся на личные параметры водителя: его возраст и опыт вождения.
- КС – значение коэффициента зависит от периода использоваться ТС, указанного в договоре ОСАГО. Опция позволяет получить скидку тем, кто не планирует использовать авто на протяжении всего срока страхования. Максимальный период – один год.
- КТ – региональный коэффициент. Разнится от региона к региону. Определяется в соответствии с адресом регистрации собственника машины.
- КО – коэффициент, который учитывается при подключении дополнительной опции, позволяющей передавать управление транспортом любому человеку с правами нужной категории. При этом вписывать этих людей в страховку не требуется.
- КП – показатель, используемый при оформлении полиса для транспорта, зарегистрированного за границей.
Основная ставка перемножается на другие показатели для определения итоговой страховой премии. Ниже мы рассмотрим все нюансы, связанные с каждым из множителей, а также объясним, что они значат. Также, возможно, кто-то вспомнит, что ранее предусматривалось еще несколько множителей: КПр и КН. Первый коэффициент подключался при наличии прицепа, а второй менялся от количества правонарушений. Однако с сентября 2020 года автостраховщики полностью отказались от их использования.
КВС – опытный водитель покупает автостраховку дешевле
Возраст и стаж страхователя – это одни из ключевых факторов, определяющих цену ОСАГО. Как показывает практика, начинающие автолюбители менее осторожно водят авто. Стоимость автостраховки для них оказывается выше, поэтому возрастной фактор играет большую роль.
Этот параметр рассчитывается в соответствии с таблицей, представленной ниже.
Возраст водителя | Без стажа | 1 г. | 2 г. | От 3 до 4 лет | От 5 до 6 лет | От 7 до 9 лет | От 10 до 14 лет | 15 и более лет |
От 16 до 21 года | 2.27 | 1.92 | 1.84 | 1.65 | 1.62 | – | – | – |
От 22 до 24 лет | 1.88 | 1.72 | 1.71 | 1.13 | 1.1 | 1.09 | – | – |
От 25 до 29 лет | 1.72 | 1.6 | 1.54 | 1.09 | 1.08 | 1.07 | 1.02 | – |
От 30 до 34 лет | 1.56 | 1.5 | 1.48 | 1.05 | 1.04 | 1.01 | 0.97 | 0.95 |
От 35 до 39 лет | 1.54 | 1.47 | 1.46 | 1 | 0.97 | 0.95 | 0.94 | 0.93 |
От 40 до 49 лет | 1.5 | 1.44 | 1.43 | 0.96 | 0.95 | 0.94 | 0.93 | 0.91 |
От 50 до 59 лет | 1.46 | 1.4 | 1.39 | 0.93 | 0.92 | 0.91 | 0.9 | 0.86 |
От 60 лет | 1.43 | 1.36 | 1.35 | 0.91 | 0.9 | 0.89 | 0.88 | 0.83 |
Как сэкономить на “автогражданке”, если вы не планируете пользоваться авто целый год
Период использования автотранспорта (множитель сезонности) – это еще один параметр, использующийся для определения цены “автогражданки”. Если вы не планируете водить авто весь год, то за счет КС (расшифровываем – коэффициент сезонности) стоимость страхового документа будет несколько ниже. Обращаем ваше внимание, что договор все равно заключается на один год. Объясняем, какой коэф-т вы получите, если планируете использовать авто лишь несколько месяцев в году:
- 3 мес. (минимально возможный период) – 0,5;
- от 3 до 4 мес. – 0,6;
- от 4 до 5 мес. – 0,65;
- от 5 до 6 мес. – 0,7;
- от 6 до 7 мес. – 0,8;
- от 7 до 8 мес. – 0,9;
- от 8 до 9 мес. – 0,95;
- от 10 до 12 мес. – 1.
Если вы не планируете использовать транспорт на протяжении всего года, этот коэффициент позволит вам ограничить период страхования и поможет немного сэкономить на полисе. КС наиболее актуален для мототранспорта, который всю зиму остается в гараже. Это значит, что в это время “автогражданка” будет вам не нужна.
Примечание:
Объект применения КБМ – водитель или собственник конкретного транспортного средства.
По договорам ОСАГО с неограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством любыми водителями, объектом применения КБМ является собственник указанного в договоре транспортного средства.
По договорам ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, объектом применения КБМ является водитель.
Коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведённых страховщиками страховых вомещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года.
Начальный класс КБМ – класс КБМ, который был определен для объекта применения КБМ на момент заключения предыдущего договора в отношении указанного объекта. Начальный класс КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с таблицей перехода:
Класс на начало годового срока страхования: | Значение коэффициента (кбм): | Класс на окончание годового срока страхования, после N страховых выплат: | ||||
1 | 2 | 3 | 4+ | |||
М | 3,92 | М | М | М | М | |
2,94 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Мощность двигателя (л.с.): | Коэффициент (КМ): |
до 50 включительно: | 0,6 |
свыше 50 до 70 включительно: | 1 |
свыше 70 до 100 включительно: | 1,1 |
свыше 100 до 120 включительно: | 1,2 |
свыше 120 до 150 включительно: | 1,4 |
свыше 150: | 1,6 |
Формулы для расчёта стоимости ОСАГО (Fx)
Категория транспортного средства: | Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица: | Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц: |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации): | ||
Транспортные средства категории В (в том числе такси): | Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН | Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН, где КО = 1,8 |
Транспортные средства категорий В (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины: | Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КС x КН | Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН, где КО = 1,8 |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям: | Т = ТБ x КТ x КС | Т = ТБ x КТ x КС |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (в случае следования к месту регистрации): | ||
Транспортные средства категории B (в том числе такси): | Т = ТБ x КВС x КО x КМ x КП | Т = ТБ x КО x КМ x КП, где КО = 1,8 |
Транспортные средства категорий A C D (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины: | Т = ТБ x КВС x КО x КП | Т = ТБ x КО x КП, где КО = 1,8 |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям: | Т = ТБ x КП | Т = ТБ x КП |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации (коэффициенты определяются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела): | ||
Транспортные средства категории B (в том числе такси): | Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КП x КН | Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КП x КН |
Транспортные средства категорий A C D (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины: | Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КП x КН | Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КП x КН |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям: | Т = ТБ x КТ x КП | Т = ТБ x КТ x КП |
Что не покрывает полис ОСАГО
- причинение вреда при использовании другого автомобиля, который не указан в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если было ДТП с пострадавшими
-
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
-
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством.
Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Чтобы самостоятельно определить цену автогражданки, необходимо знать все новые коэффициенты ОСАГО. Сделать это в большинстве случаев несложно. Главная трудность появляется при получении информации о КБМ. При большом опыте вождения может быть сложно вспомнить, когда конкретно возникали страховые случаи и выполнить все расчёты с момента получения прав.
Точно узнать коэффициент безаварийной езды можно лишь по базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого нужно перейти на официальный сайт организации и ввести такие сведения:
- Является ли владелец транспортного средства физическим или юридическим лицом;
- Фамилия, имя и отчество автомобилиста, для которого нужно рассчитать коэффициент бонус-малус;
- Тип страхового полиса: количество водителей, на которых будет распространяться действие страхового полиса;
- Номер ВУ (должен быть указан в ОСАГО);
- Дата рождения автомобилиста;
- Дата начала действия страховки.
После проверки пользователь может получить одно из двух сообщений:
- Конкретное значение коэффициента. В таком случае сервис имеет данные о водителей в своей базе. Также будут отображены реквизиты действующей страховки, сроке её действия и страховщике, которыйоформил документ.
- Водителю присваивается класс 3 и коэффициент КБМ 1.
Последнее сообщение может быть отображено по одной из таких причин:
- Информация была указана с ошибками. Для проверки результата лучше всего ввести их повторно и получить ещё один ответ.
- Сбой системы при обработке данных. Можно также повторно провести проверку.
- Отсутствие данных об автомобилисте в базе данных организации (иногда страховщики забывают передать информацию либо делают это с ошибкой).
- Замена удостоверения водителя в недавнем времени.
В некоторых ситуациях сервис РСА предоставляет неправильный коэффициент бонус-малус. В этом случае можно повторно ввести данные и добиться правильного расчёта значения. Сделать это можно в несколько этапов:
- Пройдите проверку на сервисе РСА в несколько стадий, это позволит определить, когда параметр был обнулён.
- Отыщите прежние полисы, в которых параметры были указаны правильно.
- Подайте страховщику письменную заявку. Обратитесь в ЦБР и РСА, указав причину обращения и детально описав проблему. К заявке приложите копию своего паспорта, действующего ВУ, сканы запросов в РСА и страховок за предшествующие годы.
После поступления заявления на его рассмотрение отводится 30 дней. Если на протяжении данного периода коэффициент будет изменён, а пользователь получит ответ, это сообщит о решении проблемы. При отсутствии ответа для получения точного значения КБМ можно подать судебный иск.
КМ – коэффициент мощности автомобиля
Коэффициент КМ рассчитывается по формуле, учитывающей базовый (средний) показатель мощности автомобилей и фактическую мощность конкретного ТС. Базовая мощность определяется страховыми компаниями и среднестатистическим показателем.
Как правило, чем больше мощность автомобиля, тем выше КМ. Это обусловлено тем, что автомобили с большей мощностью обычно считаются более опасными на дороге, и риск возникновения ДТП с их участием повышается.
Также КМ может различаться в зависимости от региона. Некоторые территории могут быть классифицированы как особо опасные, и соответственно, КМ для автомобилей, зарегистрированных на этих регионах, может быть повышен, чтобы учесть повышенный риск ДТП.
Итак, коэффициент мощности автомобиля является важным фактором, влияющим на стоимость полиса ОСАГО. Он рассчитывается страховыми компаниями и зависит от базового показателя мощности, фактической мощности автомобиля и региона его регистрации.