Согласно пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:
Новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений, подведомственных государственным органам субъектов РФ, и муниципальных учреждений регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Так, в образовательных учреждениях ряда регионов на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ применяется Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная Минобрнауки РФ 22 ноября 2007 г.
Норма часов учебной нагрузки
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.
Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.
Сколько зарабатывают учителя в России
За 2019 год статистики по доходам преподавателей ещё нет. Однако для представления общей картины приводим данные федеральной службы государственной статистики о средней заработной плате по регионам.
Регион | Средняя заработная плата учителя |
Российская Федерация | 38 419 |
Центральный федеральный округ | 53 798 |
Белгородская область | 27 983 |
Брянская область | 23 942 |
Владимирская область | 28 641 |
Воронежская область | 27 544 |
Ивановская область | 22 809 |
Калужская область | 32 640 |
Костромская область | 24 417 |
Курская область | 25 976 |
Липецкая область | 27 178 |
Московская область | 54 585 |
Орловская область | 24 057 |
Рязанская область | 27 820 |
Смоленская область | 25 948 |
Тамбовская область | 23 998 |
Тверская область | 26 774 |
Тульская область | 30 372 |
Ярославская область | 29 663 |
г.Москва | 92 944 |
Северо-Западный федеральный округ | 43 109 |
Республика Карелия | 34 413 |
Республика Коми | 44 759 |
Архангельская область | 40 753 |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | 79 396 |
Архангельская область без авт. округа | 38 394 |
Вологодская область | 31 521 |
Калининградская область | 30 983 |
Ленинградская область | 42 756 |
Мурманская область | 50 662 |
Новгородская область | 28 259 |
Псковская область | 24 633 |
г.Санкт-Петербург | 53 389 |
Южный федеральный округ | 28 089 |
Республика Адыгея | 23 914 |
Республика Калмыкия | 23 495 |
Республика Крым | 29 099 |
Краснодарский край | 30 046 |
Астраханская область | 27 707 |
Волгоградская область | 26 767 |
Ростовская область | 26 939 |
г. Севастополь | 31 018 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 22 199 |
Республика Дагестан | 20 959 |
Республика Ингушетия | 21 646 |
Кабардино-Балкарская Республика | 21 612 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21 735 |
Республика Северная Осетия — Алания | 21 943 |
Чеченская Республика | 22 609 |
Ставропольский край | 24 866 |
Приволжский федеральный округ | 28 666 |
Республика Башкортостан | 29 999 |
Республика Марий Эл | 23 530 |
Республика Мордовия | 23 479 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 32 349 |
Удмуртская Республика | 28 438 |
Чувашская Республика — Чувашия | 24 357 |
Пермский край | 30 353 |
Кировская область | 24 789 |
Нижегородская область | 30 381 |
Оренбургская область | 28 064 |
Пензенская область | 26 526 |
Самарская область | 30 321 |
Саратовская область | 24 558 |
Ульяновская область | 26 494 |
Уральский федеральный округ | 41 954 |
Курганская область | 24 827 |
Свердловская область | 34 393 |
Тюменская область | 62 051 |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 63 912 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 90 623 |
Тюменская область без авт. округов | 43 894 |
Челябинская область | 31 908 |
Сибирский федеральный округ | 32 828 |
Республика Алтай | 26 492 |
Республика Тыва | 30 725 |
Республика Хакасия | 31 858 |
Алтайский край | 23 187 |
Красноярский край | 40 568 |
Иркутская область | 36 920 |
Кемеровская область | 31 787 |
Новосибирская область | 32 175 |
Омская область | 28 742 |
Томская область | 36 336 |
Дальневосточный федеральный округ | 46 300 |
Республика Бурятия | 32 761 |
Республика Саха (Якутия) | 62 264 |
Забайкальский край | 33 576 |
Камчатский край | 68 154 |
Приморский край | 38 369 |
Хабаровский край | 41 948 |
Амурская область | 37 455 |
Магаданская область | 70 459 |
Сахалинская область | 71 104 |
Еврейская автономная область | 36 273 |
Чукотский автономный округ | 93 147 |
Какие доплаты положены учителям первой категории
Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.
Пример. Учитель русского языка прошла аттестацию на первый тип квалификации и работает в школе 10 лет. В сентябре она провела занятия на дому с детьми-инвалидами. По региональному законодательству за такой труд полагается прибавление к окладу 20 %. Для нее установлены следующие параметры:
- нагрузка 20 часов в неделю;
- оклад — 7000 руб.;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- доплата за 1 категорию — 0,2;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 20 = 7777,78. За категорию получаем 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проведение занятий с детьми-инвалидами на дому: 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проверку работ: 7777,78 х 0,1 = 777,78. Добавляем еще 500 рублей за 10-летний стаж.
В итоге получим: 7777,78 + 1555,56 + 1555,56 + 777,78 + 500 = 12166,68 рубля.
Какие доплаты положены учителям высшей категории
Аналогичный принцип действует для учителей высшего типа квалификации. Рассчитаем, сколько доплачивают учителю за высшую категорию, для этого размер оклада умножим на повышающий коэффициент, например 0,3, и получим необходимую величину.
Вот пример, какая зарплата получится у учителя математики с доплатой за высшую категорию педагогу со стажем 15 лет. Для него установлены следующие параметры:
- оклад — 7000 руб.;
- работает в неделю 22 часа;
- надбавка за стаж — 700 руб.;
- повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 0,3;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 22 = 8555,56. За категорию получаем 8555,56 х 0,3 = 2566,67. За проверку работ: 8555,56 х 0,1 = 855,56. Добавляем еще 700 рублей за 15-летний стаж.
В итоге получим: 8555,56 + 2566,67 + 855,56 + 700 = 12 677,79 рубля.
Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).
Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.
Доплаты за категорию учителям
- оклад — это основная часть, установленная согласно квалификации;
- надбавки (стимулирующие доплаты) — за уровень образования, ученую степень (при наличии), надбавка за квалификационную категорию, за стаж в сфере образования, премии по итогам работы за определенный период, персональный коэффициент;
- компенсации — за сверхурочную нагрузку, совмещение должностей, за классное руководство и т. д.
- доплаты за опасные условия труда (например, учителям химии и физики);
- за ночной труд;
- выплаты за повышенную нагрузку (например, на две ставки);
- за сверхурочные занятия;
- за работу в выходные и праздничные дни;
- за проверку письменных работ;
- за дополнительную работу — например, проведение внеклассных часов, различных конкурсов, олимпиад, экскурсий.
Как в 2019 году убрать тарификацию у преподавателей колледжа
В различных регионах дела обстоят по-разному. Не везде уверены в том, что заработная плата работников школьных учреждений превысит запланированную правительством отметку. Повышение зарплаты учителям с 1 января 2019 в России, какие будут ставки: Всё зависит от коэффициента разброса Согласно плану правительства, в следующем году планируется нововведение в школьных учреждениях. Ставка педагога будет варьироваться от коэффициента разброса.
Приказом руководителя за данным педагогом закреплен учебный кабинет, а также поручено классное руководство.Минимальный оклад по ПКГ для преподавателя составляет 6092 руб.Норма учебной нагрузки для преподавателей — 720 ч в год, или 72 ч в месяц (720 / 10 мес.). Педнагрузка Смирновой Е.В. будет равна 87 ч в месяц (870 / 10 мес.).Минимальный оклад по ПКГ с учетом педнагрузки составит 7361,17 руб. (6092 руб. / 72 ч x 87 ч).Минимальный оклад по ПКГ данному преподавателю за уровень его образования будет увеличен на 10% и составит 6701,2 руб. (6092 руб. + 10%).Стоимость одного педагогического часа для него — 93,07 руб. (6701,2 руб. / 72 ч).Минимальный оклад по должности с учетом педнагрузки будет равен 8097,09 руб. (87 ч x 93,07 руб.).Выплата компенсационного характера за работу в сельской местности — 2024,27 руб. (8097,09 руб.
УТВЕРЖДЕНО «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», которымПедагогическая работа подразделена на ДВЕ части:- ОПЛАЧИВАЕМАЯ ч.1 п.2.1 «характеризуется наличием установленных Норм времени только для выполнения Педагогической работы, связанной с преподавательской работой», и- НЕ ОПЛАЧИВАЕМАЯ «ч.2 п.2.1 «Выполнение Другой части Педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение Рабочего времени, которое НЕ КОНКРЕТИЗИРОВАНО по количеству часов».Порядок ОПЛАЧИВАЕМОЙ преподавательской работы РАССЧИТЫВАЕТСЯ Согласно Письму №7 от 16.01.01 года N 20-58-196/20-5 Минобразования и Профосюза «О порядке исчисления зарплаты работников образовательных учреждений», в Рекомендации о порядке исчисления зарплаты.»…4.1.
Комментарий: Выплата стимулирующих надбавок не должна производиться в ущерб работникам образовательной сферы. Ошибка: Директор школы выплачивает зарплату учителям из расчёта 50% базовой части и 50% — стимулирующей части. Комментарий: Базовая часть заработной платы учителей не должна оказаться менее 65% суммы оклада. Ответы на распространённые вопросы про то, кому выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Вопрос №1: Во всех ли образовательных учреждениях предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам? Ответ: Нет, многие учебные заведения вынуждены отказаться от данной меры ввиду недостатка средств в бюджете образовательного учреждения.
Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося
- Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеcких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2022/2023 учебный год – Приложение 1 к приказу от 29.04.2022 № 6.18.1-01/290422-19 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” на 2022/2023 учебный год.
- Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” на 2022/2023 учебный год – Приложение 2 к Приказу.
- Регламент подтверждения выполнения учебной работы научными работниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год – Приложение 3 к Приказу.
- Нормативы для расчета дополнительной образовательной работы, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год – Приложение 4 к Приказу.
- Правила планирования и подтверждения факта оказания преподавательских услуг, поручаемых в рамках договоров гражданско-правового характера, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год – Приложение 5 к Приказу.
- Регламент расчета предельной численности ставок и согласования штатного расписания структурных подразделений в части ставок профессорско-преподавательского состава в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год – Приложение 6 к Приказу.
Основания применения почасовой оплаты
Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:
-
замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
-
работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
-
педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Какие доплаты положены учителям первой категории
Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.
Пример. Учитель русского языка прошла аттестацию на первый тип квалификации и работает в школе 10 лет. В сентябре она провела занятия на дому с детьми-инвалидами. По региональному законодательству за такой труд полагается прибавление к окладу 20 %. Для нее установлены следующие параметры:
- нагрузка 20 часов в неделю;
- оклад — 7000 руб.;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- доплата за 1 категорию — 0,2;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 20 = 7777,78. За категорию получаем 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проведение занятий с детьми-инвалидами на дому: 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проверку работ: 7777,78 х 0,1 = 777,78. Добавляем еще 500 рублей за 10-летний стаж.
В итоге получим: 7777,78 + 1555,56 + 1555,56 + 777,78 + 500 = 12166,68 рубля.
Средняя месячная заработная плата
Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?
Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.
Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.
Ставка вырастет, но не зарплата
Так не разговаривай. Всё о чем ты говоришь имеет место быть и это все замечается обществом.Кто спорит? Но если бы это хотели не замечать,то не замечали бы. Это же на виду и это обсуждается. Не так разве? Не ошибается тот,кто ничего не делает. И страна,я повторю,не виновата. Виноваты конкретные люди,которые сидят на местах. С них спрос.Понимаешь? Люди на местах не образованные. Там гопота присутствует из-за кумовства. И твоя задача(конкретно твоя) обратить внимание на такого недалекого. Никто не видит,но ты-то это видишь.
А ты что делаешь? Из-за одного-двух гопарей во власти, всех готов анафеме предать.
Управлять уметь надо.
Тебя поставить,к примеру, что будет? Ничего. Неуч ты. Для тебя,конечно, изменится. Для жены твоей тоже. Вот она пищать будет. А для всех остальных,для людей,ничего не поменяется. Ты не умеешь это делать.
Оплата за квалификационную категорию педагогическим работникам
Право на получение педагогом надбавки определяется в соответствие с нормативными актами региональных органов исполнительной власти. В общем порядке, исполнительный орган утверждает категории получателей надбавки в зависимости от периода работы в образовательных учреждениях, после чего определяет размер надбавки в виде процента от оклада.
Надбавка за квалификацию. Действующими законодательными актами утверждены 3 квалификационные категории педагогов – высшая, I и II категории. Размер надбавки устанавливается региональными органами в виде процента к окладу для каждой категории.
Педагог без категории, как правило, получает минимальную надбавку либо лишается права на стимулирующую выплату по данному основанию. Надбавка за образование. Еще одним основанием для назначения стимулирующей выплаты является уровень образования педагога. Отдельный коэффициент надбавки устанавливается для педагогов со степенью бакалавра, специалиста, магистра.
Надбавка за ученую степень. Данный вид надбавки является дополнительным способом мотивации педагогов со степенью кандидата наук, доцента, профессора, академика наук. Подчеркнем, что размер надбавок и порядок их назначения утверждается на региональном уровне. Таким образом, стимулирующие выплаты в различных регионах РФ могут существенно отличаться друг от друга.
Также региональные власти могут корректировать подход к определению получателей той или иной надбавки.
Какая доплата полагается учителям за категорию
Оплата труда педагогов — любимая тема для обсуждения не только для работников образования, но и для обывателей. Причем у последних мнения противоположные — от сочувствия к тем, кто работает в школе, до недобрых разговоров, что «им сейчас и так добавляют и за то, и за это». А если есть еще и доплата учителю за высшую и за первую категорию, то и жаловаться нечего, учили бы лучше. Стабильную подачу масла в этот огонь обеспечивает выполнение или невыполнение на местах «майских указов» президента 2012 года с требованием довести зарплату педагогов до средней по региону.
- первые три года после окончания вуза педагог имеет статус молодого специалиста, за который тоже доплачивают;
- отработав год, молодой специалист вправе пройти аттестацию на 1 категорию — заочный этап (заполнение документации, портфолио и т. д.) и очный — демонстрация практического опыта;
- к защите на высшую квалификацию допускаются педагоги, не менее двух лет имеющие первую. Здесь требования выше — методическая работа, участие в профессиональных конкурсах, стабильные и высокие результаты учеников и т. д.;
- если процедура присвоения прошла успешно, начисляется прибавка к зарплате учителя (1 категорию «стимулируют» 15-20 процентами, высшую — в среднем 30);
- действует такое решение 5 лет, после чего подтверждать профессиональную квалификацию необходимо заново. Если от учителя не поступило заявление на подтверждение или повышение категории, она аннулируется.
Конкретные НПА, касающиеся материального стимулирования, в том числе и сколько процентов доплата за первую и высшую категории педработникам в образовании, разрабатываются в регионах, но общие принципы и порядок профессиональной аттестации одни и те же по всей стране:
За соответствие занимаемой должности тоже положена материальная прибавка — 10%. И иногда принципиальным становится вопрос: а сколько разница в ЗП между СЗД и 1 категорией учителя — если в реальных деньгах сумма незначительная (а то и вовсе никакой), то и стимула тратить нервы, проходить аттестацию, кроме дальней перспективы потом пересдать на высшую, нет.
Прошло почти 10 лет, и пока отрапортовать об успешном выполнении указа готовы только 6 регионов: Москва, Севастополь, Алтайский край, Белгородская, Ленинградская и Сахалинская области, и то если верить официальной статистике. В остальных городах и весях уровень оплаты до положенного не дотягивает; доплачивают ли учителю за первую категорию (или за высшую) или нет, а до желаемого далеко.
Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2024 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.
Оплата труда педагогов — любимая тема для обсуждения не только для работников образования, но и для обывателей. Причем у последних мнения противоположные — от сочувствия к тем, кто работает в школе, до недобрых разговоров, что «им сейчас и так добавляют и за то, и за это». А если есть еще и доплата учителю за высшую и за первую категорию, то и жаловаться нечего, учили бы лучше. Стабильную подачу масла в этот огонь обеспечивает выполнение или невыполнение на местах «майских указов» президента 2012 года с требованием довести зарплату педагогов до средней по региону.
- первые три года после окончания вуза педагог имеет статус молодого специалиста, за который тоже доплачивают;
- отработав год, молодой специалист вправе пройти аттестацию на 1 категорию — заочный этап (заполнение документации, портфолио и т. д.) и очный — демонстрация практического опыта;
- к защите на высшую квалификацию допускаются педагоги, не менее двух лет имеющие первую. Здесь требования выше — методическая работа, участие в профессиональных конкурсах, стабильные и высокие результаты учеников и т. д.;
- если процедура присвоения прошла успешно, начисляется прибавка к зарплате учителя (1 категорию «стимулируют» 15-20 процентами, высшую — в среднем 30);
- действует такое решение 5 лет, после чего подтверждать профессиональную квалификацию необходимо заново. Если от учителя не поступило заявление на подтверждение или повышение категории, она аннулируется.
Новая система аттестации введет новые «звания» для педагогов. Планируется, что учителя первой и высшей категории смогут пройти квалификацию по двум категориям «учитель-наставник» и «учитель-методист». За новый статус педагоги смогут получать надбавки в дополнение к доплатам за первую или высшую категорию.