Совмещение работы с муниципальной службой – это практика, которая может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Каждый муниципальный служащий, желающий подрабатывать, должен учитывать определенные ограничения и требования, предъявляемые к данному виду деятельности.
Разрешенные должности для совмещения на муниципальной службе
Совмещение работы на муниципальной службе с другими видами занятости в настоящее время является актуальной темой для многих госслужащих. Многие сотрудники муниципальных органов исполнительной власти желают подрабатывать на другой должности, чтобы увеличить свой доход или расширить сферу своих профессиональных интересов.
Однако не все должности позволяют совмещать работу на муниципальной службе с другими видами деятельности. Какие должности муниципальных служащих можно совмещать, регулируется соответствующими нормативными актами.
На основе нормативных актов, установлено следующее:
- Совмещение работы на муниципальной службе с должностями гражданских служащих, занимающихся образованием, наукоёмкими работами или учеными, не разрешается.
- Некоторые профессиональные должности требуют полной отдачи и не могут быть совмещены с работой на муниципальной службе. Например, должности врачей, учителей, прокуроров, судей и др.
- Одновременное занятие должностей муниципальными служащими разных органов не допускается.
Перспективы развития совместительства на муниципальной службе
Совместительство — это возможность для государственных и муниципальных служащих подрабатывать на других должностях, не совпадающих с их основной работой. В настоящее время совместительство на муниципальной службе регулируется законодательством, которое устанавливает какие работы госслужащим и служащим муниципальных органов можно совмещать, а какие запрещены.
Особенности совместительства на муниципальном уровне зависят от конкретного муниципалитета. Как правило, муниципалитеты разрешают совмещать должности только в случаях, если это не противоречит основной деятельности служащего и не нарушает исполнение его служебных обязанностей. Например, муниципалитет может разрешить должностному лицу заниматься научной или преподавательской деятельностью, но запретить работу в частной коммерческой организации.
Одной из причин для возникновения совместительства на муниципальной службе является низкая заработная плата госслужащих и служащих муниципальных органов. Совмещение различных должностей позволяет увеличить доход сотрудника и улучшить его финансовое положение.
Перспективы развития совместительства на муниципальной службе в будущем связаны с увеличением возможностей для госслужащих и служащих муниципальных органов. Это может включать расширение списка разрешенных видов деятельности для совмещения должностей, а также увеличение гибкости в установлении рабочего времени и режима работы.
Важно отметить, что развитие совместительства на муниципальной службе должно происходить в рамках закона и с учетом специфики муниципального управления. Это позволит совместительству стать инструментом развития и повышения эффективности работы муниципальных органов.
Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.
Однако учитывая тот факт, что уровень заработной платы может быть не очень высоким, вполне понятно, что у людей возникает мысль о дополнительной работе по совместительству. Именно поэтому наверняка многим будет интересно узнать, а может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству, и какие нормативные документы это регламентируют.
В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.
Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе. Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут: Согласно ст.
14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч.
2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации.
В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов. Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст.
14.1 закона № 25-Ф3). Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче в другую организацию и получить от него разрешение.
Как оформить ? Читайте в нашей статье. Есть ли особенности совместительства медработников? Узнайте . Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.
На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст.
14 Закона о госслужбе). Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».
Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству
Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.
Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).
Совместительство должностей может быть внутренним и внешним. Внутреннее совместительство не следует путать с совмещением. Совмещение предполагает работу на двух и более должностях в одном учреждении.
Принципиальным различием между внутренним и внешним совместительством является процедура внесения записи о дополнительной работе в трудовую книжку. Для её осуществления при внешнем совместительстве необходимо подать заявление нанимателю на второй работе с подтверждающим документом. При внутреннем совместительстве достаточно просто заявления.
Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.
Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу
- в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
- в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
- в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.
Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).
- фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
- дата и место его рождения;
- наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
В случае заключения трудового договора указываются:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
- предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
- размер вознаграждения по договору.
Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.
Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?
Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Например, часть 3.1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.
То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».
И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия. Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.
Как уведомить представителя нанимателя
Единого порядка уведомления для всех госслужащих нет. Однако практически в каждом государственном органе утверждён свой порядок уведомления о конфликте интересов и рассмотрения таких уведомлений, который действует в отношении подчиненных этому органу госслужащих.
Точную процедуру и применимые акты можно уточнить в отделе кадров государственного органа или учреждения, где трудится госслужащий. Как правило, уведомление должно быть подано в письменной форме. В нем необходимо описать планируемое трудоустройство по совместительству (место работы, должность) и указать режим работы (вне рабочего времени на основной работе).
Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова
Рассмотрение уведомления обычно производится в комиссионном порядке, для чего создаётся специальная комиссия по противодействию коррупции. Предварительное рассмотрение подобных уведомлений может проводить антикоррупционный отдел государственного органа, в котором трудоустроен госслужащий.
Уведомление рассматривается в течение нескольких дней или другого срока, установленного актами государственного органа. При отсутствии конфликта интересов отдел или комиссия выдаёт письменное разрешение на осуществление работы по совместительству.
Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?
К ним относятся:
- Должности в профсоюзной организации, предполагающие получение оплаты труда на данном месте.
- Руководители учреждений;
- Выборные должности в органах местного самоуправления;
Предлагаем ознакомиться: Договор аренды подлежит государственной регистрации в случае
Данным категориям госслужащих не запрещено осуществление научной, творческой и преподавательской деятельности. Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:
- Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.
- Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.
Внутреннее и внешнее совместительство также имеет ряд отличительных особенностей.
Совместительство сотрудников ОВД
Служба в органах внутренних дел регламентирована Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.12.2008). Статьей 10 установлены ограничения для работы сотрудников ОВД по совместительству. Им запрещается:
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Постановлением N 720 (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.
Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).
Остальным категориям сотрудников ОВД запрещено осуществлять совместительство, если должности по основной и замещаемой службе (работе) находятся в подчиненности или подконтрольности.
Сотрудникам ОВД предоставлена возможность осуществления в свободное от основной службы (работы) время (п. 1 Постановления N 720) совместительства в системе МВД на вакантных должностях:
- рядового и начальствующего состава;
- работников.
Можно ли муниципальным служащим работать по совместительству
Обязанности по совместительству исполняют в свободное от основной работы время. Это оплачиваемый труд. Гражданин вправе заключить неограниченное количество трудовых договоров, если ему позволяют время, силы и компетенции выполнять все обязанности по всем договорам. Трудовой кодекс РФ выделяет два вида такого порядка работы:
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
- с замещением государственной или местной должности;
- с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
- с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.
Работа по совместительству: как правильно оформить прием на работу сотрудника
Особого рода запрет установлен для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, а также их филиалов. Согласно статье 51 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ, работа в этой должности может быть только основной. Занимать ее по совместительству нельзя.
Совместитель вправе получить отпуск у «дополнительного» работодателя одновременно с отпуском по основной работе (ч. 1 ст. 286 ТК РФ). Причем, в этом случае отпуск на работе по совместительству должны предоставить «авансом», даже если стаж составляет менее полугода. Очевидно, что для получения льготы сотрудник должен подтвердить факт оформления отпуска по основной работе. Сделать это можно либо справкой от «главного» работодателя, либо копией приказа об отпуске.
В части документального оформления увольнения главное отличие — это отсутствие обязанности внести запись в бумажную трудовую книжку внешнего совместителя. Однако это не исключает необходимости подать СЗВ-ТД. Данную форму следует сдать при увольнении как внешнего, так и внутреннего совместителя.
Так, не могут иметь подработок водители, диспетчеры и прочие лица, чья основная работа связана с управлением транспортными средствами или движением. Но только при условии, если характер работы по совместительству аналогичен характеру основной работы. Точно такое же ограничение действует для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 282 и 329 ТК РФ).
Нужно ли уволить совместителя, если его трудовой договор по основной работе расторгнут? Нет, не нужно. Хотя подразумевается, что у совместителя должна быть «главная» работа (ст. 282 ТК РФ), Трудовой кодекс не предусматривает такого основания для увольнения совместителя, как прекращение трудовых отношений по основному месту работы.
Работа в другом органе власти
Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов. Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.
Уведомление о трудоустройстве муниципального служащего
Статья 64.1 ТК РФ закрепляет за работодателем обязанность при заключении договора с гражданином, состоявшим на государственной службе, оповестить об этом соответствующее служебное учреждение. Однако это касается исключительно бывших госслужащих. На служащих работающих в государственных учреждениях в настоящий момент, эта законодательная норма не распространяется.
Что же касается самого работника, то он обязан перед оформлением на работу по совместительству написать заявление в антикоррупционную комиссию, курирующую его основную деятельность. Заявление пишется на стандартном бланке на имя руководителя государственного учреждения. Чуть ниже в «шапке» указываются ФИО и должность соискателя. Само заявление содержит просьбу о рассмотрении вопроса, связанного с трудоустройством по совместительству. Затем пишутся будущая должность и название организации, где хочет работать соискатель. В самом низу проставляются дата и подпись.
Примечательно, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни какой-либо Федеральный Закон не требуют при устройстве на работу по совместительству предъявления документа, подтверждающего согласие на это основного работодателя.
Нужно ли сообщать работодателю о трудоустройстве в другую организацию?
автор ответа,
Вопрос
Должен ли сотрудник сообщить по основному месту работы информацию о том, что он устраивается в другую организацию по совместительству?
Ответ
Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы (информацию) основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю.
Обоснование
В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя. Выполнение такой работы является внешним совместительством. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются гл. 44 ТК РФ.
Законодательством Российской Федерации определены категории работников, для которых установлены запрет или ограничения на работу по совместительству. Например, не допускается работа по совместительству для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если работа по совместительству связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).
Если работник организации по основному месту работы не имеет ограничений, установленных законодательством и препятствующих выполнению им работы по совместительству, то он может трудиться по совместительству в свободное от основной работы время.
Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю. Однако такому работнику следует помнить о том, что по смыслу ст. ст. 60.1 и ст. 284 ТК РФ режим работы по основному месту работы не должен совпадать или пересекаться с режимом работы по совместительству, и что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.
В соответствии со ст. 284 ТК РФ в те дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.
Необходимость согласовывать свой режим работы по совместительству с основным работодателем законодательством не предусмотрена. При этом при трудоустройстве на работу по совместительству нужно самостоятельно определить с работодателем время начала и окончания работы по совместительству, чтобы это не привело к несоблюдению или нарушению правил внутреннего трудового распорядка как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.
На вопрос отвечала: Ольга Яковлевна Решетова, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон» |