Налог на транспорт в Казахстане на 2024 год когда платить

Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)

Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.

  1. Согласно пункту 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса РК, ваше авто относится к группе «свыше 2 000 см³ до 2 500 см³ включительно». Ставка налога для этой группы — 6 МРП.
6 × 3 063 = 18 378 тг
  1. Эта сумма ещё не окончательная. Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2000 см³. Таких «кубиков» в вашем случае — 300
300 × 7 = 2 100 тг
  1. Осталось сложить обе полученные суммы.
18 378 + 2 100 = 20 478 тг

Что будет, если не заплатить налог вовремя?

Оплатить свою налоговую задолженность граждане могут с помощью приложения своего банка. Если не сделать это вовремя, то могут быть проблемы.

Срок для уплаты транспортного налога за прошлый год истек 1 апреля 2023 года. Это значит, что скоро лица, которые не уплатили налог, получат уведомления о задолженности. Через 30 рабочих дней после отправки уведомления готовится приказ о взыскании задолженности. Если гражданин игнорирует и приказ, то через несколько дней он отправляется судебным исполнителям.

Если долг попадает к исполнителям, то к сумме долга начинает добавляться размер штрафа. Также на сумму долга начисляется пени. Иными словами, каждый день промедления с оплатой будет способствовать росту задолженности. Платить рано или поздно все равно придется, но только в более крупном размере, чем, если бы гражданин заплатил вовремя без напоминаний.

Кстати, возможности у судебных исполнителей довольно обширные. Они могут наложить арест на банковский счет гражданина или закрыть ему выезд за границу.

Что надо знать владельцам ИП и компаний?

С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.

Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.

Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.

Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.

Как рассчитывается налог на транспорт

Граждане РК должны самостоятельно посчитать сумму транспортного налога, который следует отдать государству. Перерасчет производят каждый год.

Размер транспортного налога зависит от следующих показателей:

  • объема двигателя авто;

  • года выпуска и места производства ТС;

  • времени его регистрации в РК;

  • расчетного показателя, установленного государством.

Ставкой для исчисления размера платежа является месячный расчетный показатель (МРП), который правительство установило на 1 января. Значение его пересматривается в зависимости от бюджетного планирования и предполагаемой инфляции на финансовый год.

В 2020 г. МРП для транспортного налога составляет 2651 тенге. Апрельское повышение не учитывается.

При расчете руководствуемся статьей 492 Налогового Законодательства РК, где зафиксирована величина налоговой ставки в зависимости от особенностей технической характеристики машины:

  • Для легковых авто за основную единицу берут объем двигателя в кубических сантиметрах.

  • Для грузовых – грузоподъемность без учета прицепа.

  • Автобусы облагаются налогом в зависимости от числа мест.

  • Для мототранспорта и водных судов учитывают лошадиные силы.

Читайте также:  Размер пособия на третьего ребенка в 2024 в Башкирии

Минимальное значение в 1 МРП предусмотрено для машин, с объемом двигателя до 1100 куб см. Далее ставка растет следующим образом:

  • 2 МРП за авто до 1500;

  • 3 показателя – от 1500 до 2000 куб. см;

  • 9 МРП заплатят владельцы легковых авто, с объемом двигателя выше 3000;

  • 117 МРП должны отдать в казну владельцы ТС, если их объем двигателя от 4000 куб. см.

Если налогоплательщик не успел вовремя оплатить положенный фискальный сбор, то налог на транспортное средство ему будет начислен на основании сведений, указанных при регистрации ТС.

Расчет за фактическое время владения производится следующим образом:

  • считаем сумму за год;

  • результат делим на 12;

  • полученное значение умножаем на число месяцев с начала года до момента продажи.

Какие изменения в транспортном налоге ожидаются в Казахстане на 2024 год

1. Изменение тарифов и ставок. В 2024 году ожидается корректировка тарифов и ставок транспортного налога. При этом важно отметить, что тарифы и ставки могут изменяться в зависимости от типа транспортного средства, его объема двигателя, возраста и других параметров. Такие изменения будут направлены на более точное соответствие налогового бремени возможностям владельцев транспорта.

2. Внедрение электронной системы учета. Планируется внедрение электронной системы учета транспортного налога, которая позволит существенно упростить процесс уплаты налога и повысить прозрачность его расчета. Это предполагает возможность онлайн-заполнения декларации, расчета и уплаты налога, а также получения соответствующего подтверждения.

3. Усиление контроля и взыскания задолженностей. В 2024 году планируется усилить контроль за своевременной уплатой транспортного налога и систематически взыскивать задолженности. Это может быть осуществлено через более эффективную систему мониторинга владельцев транспортных средств и возможность принудительного взыскания задолженностей через судебные органы.

4. Введение санкций за неуплату налога. В случае неуплаты транспортного налога в установленные сроки, владельцев транспортных средств ожидают установление санкций. Это может включать штрафные санкции, исключение возможности регистрации транспортного средства и даже его конфискацию при систематической не оплате налога.

В целом, изменения в транспортном налоге на 2024 год в Казахстане направлены на повышение эффективности и прозрачности системы налогообложения транспортных средств, а также на более справедливое распределение налоговой нагрузки среди владельцев различного вида транспорта.

Обновленные правила уплаты налога на транспорт

Начиная с 2024 года в Казахстане вступают в силу новые правила уплаты налога на транспорт. Эти обновленные правила направлены на упрощение и улучшение процесса уплаты налогов, а также на повышение прозрачности и надежности системы.

Согласно новым правилам, срок оплаты налога на транспорт составляет 30 дней с момента получения уведомления о начислении налога. Это означает, что владельцы транспортных средств должны внимательно следить за своей почтой или другими коммуникационными каналами, чтобы своевременно получить уведомление о начислении налога.

Помимо изменения срока оплаты налога, также были внесены изменения в процедуру уплаты. Теперь владельцы транспортных средств имеют возможность оплатить налог онлайн через специальный портал государственных услуг. В этом случае необходимо ввести свои персональные данные, номер транспортного средства и сумму налога, после чего выбрать удобный способ оплаты.

Если же владелец транспортного средства предпочитает оплатить налог в офисе, то он может обратиться в налоговую службу своего региона и получить подробную информацию о необходимых документах и процедуре оплаты.

  • Каждый владелец транспортного средства обязан своевременно уплачивать налог, иначе он может быть подвержен финансовым штрафам и санкциям.
  • Налог на транспорт рассчитывается исходя из ряда факторов, включая тип транспортного средства, мощность двигателя и регион прописки владельца.
  • Сумму налога можно узнать, обратившись в налоговую службу или через онлайн-портал государственных услуг.

Памятные даты для уплаты налога на транспорт в Казахстане должны быть строго соблюдены, чтобы избежать негативных последствий. Правильное и своевременное исполнение этого обязательства позволит владельцам транспортных средств избежать неприятных ситуаций и сберечь свое время и средства.

Нововведения в оплате налога на грузовые автомобили

Согласно новым правилам, введенным налоговыми органами Казахстана на 2024 год, владельцы грузовых автомобилей обязаны оплачивать налог в течение определенного срока. Таким образом, налог на грузовые автомобили стал более прозрачным и предсказуемым для предпринимателей.

Срок оплаты налога на грузовые автомобили предусмотрен ежеквартально. Владельцы этих транспортных средств должны оплачивать налог не позднее последнего рабочего дня 20-го числа квартала.

Для определения размера налоговой ставки на грузовые автомобили используется категория средней грузоподъемности транспортного средства. В таблице ниже представлены размеры налоговых ставок на грузовые автомобили в зависимости от их грузоподъемности:

Категория Грузоподъемность (тонны) Ставка налога (тенге)
Категория 1 до 3 100 000
Категория 2 3-10 200 000
Категория 3 более 10 500 000

Таким образом, владельцы грузовых автомобилей могут оценить предстоящие расходы на налог и подготовить необходимую сумму заранее. В случае невыполнения своевременной оплаты налога, предусмотрены штрафные санкции в размере 1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки.

Читайте также:  Как начисляются отпускные в Белоруссии

Введение новых правил и сроков оплаты налога на грузовые автомобили способствует соблюдению налоговой дисциплины и увеличению доходов государства.

Изменения в системе налогообложения

С 2024 года в Казахстане произойдут ряд значительных изменений в системе налогообложения транспорта. В рамках этих изменений будет внедрено новое налогообложение, которое предусматривает перераспределение налоговых бремен, а также использование инновационных стандартов и технологий.

Одно из ключевых изменений касается упрощения процесса уплаты налогов на транспорт. Сейчас водительские удостоверения и автобусные билеты используются как основные документы для оплаты налогов. Однако, с 2024 года планируется внедрение электронных систем оплаты налогов, которые будут связаны с банковскими счетами владельцев транспортных средств. Это существенно упростит процесс уплаты налогов и снизит риски возникновения ошибок или задержек в оплате.

Другое изменение связано с введением новых методов расчета налогов. Вместо текущей системы, основанной на категории транспортного средства и стоимости, в 2024 году будет использоваться система, основанная на объеме выбросов и использования топлива. Таким образом, владельцы экологически чистых транспортных средств будут стимулироваться к снижению выбросов, что способствует охране окружающей среды и экономии топлива.

Также в 2024 году планируется расширение льгот и снижение налоговых ставок для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Это направлено на поощрение использования экологически чистых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы вредных веществ и будет способствовать более экологическому транспортному парку в стране.

В целом, изменения в системе налогообложения транспорта в 2024 году направлены на упрощение процесса уплаты налогов, стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных технологий для обеспечения более эффективной работы налоговой системы. Это важный шаг к развитию устойчивой и экологически чистой транспортной системы в Казахстане.

Расчеты и формулы расчета налогов

Расчет налогов на транспорт в Республике Казахстан осуществляется на основе следующих формул:

Категория транспортного средства Формула расчета налога
Легковые автомобили Налог = (Мощность двигателя, л.с. * Коэффициент легковых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца
Грузовые автомобили Налог = (Грузоподъемность, т * Коэффициент грузовых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца
Автобусы Налог = (Количество посадочных мест * Коэффициент автобусов) * Коэффициент стажа владельца
Мотоциклы Налог = (Объем двигателя, см³ * Коэффициент мотоциклов) * Коэффициент стажа владельца

Коэффициенты легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и зависят от различных характеристик транспортного средства.

Коэффициент стажа владельца также учитывается в расчете налога на транспорт и зависит от продолжительности владения транспортным средством.

Последствия и перспективы

Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.

Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.

Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.

Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.

Налоговые ставки для легковых авто

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

До 1 100

1

1 100 – 1 500

2

1 500 – 2 000

3

2 000 – 2 500

6

2 500 – 3 000

9

3 000 – 4 000

15

Свыше 4 000

117

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.

Читайте также:  Выдача сертификатов по программе молодая семья 2024 Мордовия

Налоговый период в Казахстане – что это?

Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.

Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).

Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.

Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.

Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.

Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.

Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане

Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.

Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.

Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *