Бе́женцы — лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств. Соответственно, статус беженца — это подтверждение, что лицо является беженцем в данной стране.
Что такое статус беженца
Получение статуса беженца в Польше даёт определённые права при нахождении в стране — беженцы уравнены в правах с коренным населением и могут официально устроиться на работу и получать медицинскую помощь. Кроме того, вся семья беженца направляется на государственные курсы по изучению польского языка. Соответствующие службы социальной опеки помогут в поисках трудоустройства по специальности и подходящего жилья. Получившие статус беженцев имеют право на ежемесячное денежное пособие, размер которого, правда, невелик.
Где живут беженцы в Польше
Жизнь беженца в Республике Польша начинается со специального центра для людей, которые прибывают в поисках защиты. В них размещают всех въезжающих в Польшу мигрантов, независимо от национальности и страны происхождения. Поселиться на территории государства на этапе рассмотрения запроса они не могут.
Располагаются пункты временного размещения чаще всего в приграничной зоне. Основной из них находится недалеко от Варшавы и носит название Дембки.
В начале своего пребывания беженец получает все самое необходимое:
- спальное место;
- предметы личной гигиены;
- питание;
- вещи первой необходимости.
Далее вновь прибывших распределяют по другим городам, в которых расположены такие лагеря, как Сможево, Ломзе, Лакузе, Люблин и другие.
Находиться в лагере могут только такие категории граждан:
- те, кто ожидает принятия решения по своему делу
- беженцы, которым отказали в предоставлении убежища
Плюсы, минусы и последствия оформления статуса
Плюсами получения статуса беженца в Польше являются:
- бессрочность статуса;
- выдача ВНЖ сразу на 3 года после подтверждения беженства;
- бесплатное проживание и питание на период рассмотрения заявки;
- доступ к интеграционной помощи на протяжении года после официального решения;
- право детей учиться в школе;
- возможность студентам учиться в вузах за счет государства;
- получение пенсий, льгот и социальных пособий на правах польских граждан.
Минусы в основном касаются самой процедуры оформления и утверждения заявки на предоставление международного убежища:
- долгий процесс рассмотрения заявления: от 6 до 15 месяцев;
- запрет на работу в течение 6 месяцев после подачи прошения;
- хранение документов в Управлении по делам иностранцев во время рассмотрения ходатайства;
- запрет на выезд за пределы Польши до выдачи официального решения, в том числе и в Украину.
Подавать прошение о присвоении международного убежища можно лишь в том случае, если гражданин не намерен в ближайшие годы возвращаться на родину. Также это целесообразно сделать, если заявитель планирует в ближайшем будущем учить детей в польском вузе и ходатайствовать о ПМЖ и гражданстве Евросоюза.
Что дает статус беженца в Польше
Официально оформленное беженство в Польше открывает доступ к следующим возможностям:
- интеграционные и языковые курсы для адаптации иностранца в республике;
- денежные выплаты, пенсии, покрытие взносов по социальному страхованию;
- предоставление места проживания или финансов (частично) для его аренды;
- медицинское обслуживание, в том числе — услуги психолога;
- юридическая поддержка, включая прямой контакт с представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев;
- помощь в добровольном возвращении на родину при нормализации ситуации;
- система образования: государственные школы, детские сады, необходимые учебные пособия;
- оформление документов — ВНЖ и аналога загранпаспорта, предусмотренного Женевской конвенцией;
- рынок труда на равных правах с местными жителями, включая право на защиту от безработицы.
Выплаты для беженцев в Польше
При получении статуса беженца в Польше иностранец имеет право проживать в специальном центре или за его пределами. При нахождении в государственном учреждении соискатель получает обустроенное место для жизни, питание, регулярную материальную помощь. Размер выплат представлен в таблице ниже.
Статья расходов | Сумма, € |
Покупка средств личных гигиены | 4,27 в месяц |
Карманные расходы | 10,68 в месяц |
Покупка одежды и обуви | 30 единоразово |
Питание для детей в школе/саду | 2,35 в день |
Расходы на общественный транспорт | Индивидуально в особых случаях (например — поездка на медосмотр) |
Беженцы, живущие вне специальных центров, получают ежемесячное пособие для самостоятельного покрытия базовых расходов. Размер выплат зависит от размера семьи: чем больше человек, тем меньше сумма на каждого из них.
Минусы и последствия беженства в Польшу
Главный минус получения статуса беженца — запрет на посещение родной страны. Если иностранец принимает решение вернуться на родину, оформленный статус аннулируется. При подаче заявления на беженство уполномоченный сотрудник забирает на хранение загранпаспорт (или аналогичное удостоверение личности) соискателя. Запросить документ назад иностранец может только в случае подачи прошения о возвращении домой.
На время рассмотрения заявления о выдаче статуса беженца заявителю выдается удостоверение личности — TZTC. С данным документом невозможно покинуть территорию Польши, а на оформление беженства могут уйти месяцы. В отдельных случаях проситель убежища может быть временно задержан на срок до 48 часов пограничной службой — например, для установления личности или подтверждения предоставленной информации.
Государственные служащие вправе требовать от иностранца выполнения следующих условий на момент рассмотрения заявления:
- посещение пограничной службы для уведомления о пребывании в стране;
- внесение денежного залога в оговоренном размере;
- проживание в специально отведенном месте (например, в изоляторе для беженцев).
Статус беженца может быть аннулирован без предупреждения, если иностранец нарушает установленные законом нормы — например, переезжает в другую квартиру без информирования госорганов или покидает пункт приема на срок от 7 дней без уважительной причины.
На практике польские работодатели неохотно трудоустраивают беженцев из других стран, особенно если они не знают государственный язык. Получить перспективную должность согласно имеющемуся образованию иностранным соискателям удается в редких случаях.
Как правильно попросить политическое убежище в Польше, чтобы не получить отказ?
Правила получения политического убежища Польши для россиянина и гражданина другого государства предусматривают разные варианты подачи заявления. Можно обратиться напрямую к Главному коменданту на границе, где проводят таможенный контроль. Процедура предусматривает дактилоскопию. Пограничники отсеивают на этом этапе всех, у кого нет оснований просить защиты. Поэтому особой лояльности ждать от них не приходится, могут даже задерживать выдачу необходимых формуляров. Следует спокойно настаивать на своем.
Полученное от потенциального беженца прошение передают в Департамент, работающий с мигрантами, а затем — в Управление по делам иностранцев и репатриантов. Пока прошение рассматривается, заявителю выдают временное удостоверение личности. Вскоре приглашают на интервью в Управление, разговор протоколируют. Прежде чем поставить подпись под протоколом, заявитель может внести дополнения и правки в документ. Если в документе содержатся искаженные сведения, можно отказаться подписывать его.
Что может послужить основанием для предоставления статуса беженца
Согласно подписанной в 1951 году Конвенции, получить политическое убежище или статус беженца может гражданин, который соответствует перечисленным ниже требованиям:
- находится за пределами своего родного государства;
- боится преследований на почве расовых, политических, национальных признаков;
- опасается за свою жизнь по причине принадлежности к тем или иным социальным группам, сексуальным меньшинствам;
- не может вернуться в страну своего гражданства по причине угрозы жизни;
- не попадает в категорию лиц, которым убежище предоставлено быть не может.
Нет возможности обосноваться в Польше у граждан, которые не имеют на то оснований, точнее, не могут доказать, что их жизни что-то угрожает или что они подвергаются преследованиям.
Статус беженца нельзя получить по таким причинам, как бедность, безработица, уголовная ответственность, бездомность.
Отказ будет получен и в том случае, если заявитель находится под следствием и ему вменяются особо тяжкие преступления уголовного или криминального характера:
- военные;
- тяжкие неполитические правонарушения;
- действия, которые выходят за рамки принципов, прописанных в документах ООН.
Нельзя получить убежище в Польше и в том случае, если оно уже было предоставлено третьим государством.
Когда подавать заявку?
Подать заявление, если вы находитесь в Польше непрерывно на срок не менее 5 лет с даты размещения статус беженца, дополнительная защита Lub согласие по гуманитарным соображениям.
Вы подаете заявление на получение постоянного вида на жительство особо5 лет после предоставления статуса беженца, дополнительной защиты или согласия по гуманитарным соображениям.
Если вы подадите заявку вовремя и ее не будет в ней формальные недостатки или вы устраняете формальные недостатки в течение срока, указанного нами, ваше пребывание будет законным с даты подачи заявления до даты, когда решение по этому вопросу станет окончательным.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь перед отправкой заявки портал для иностранцев inPOL и прочтите инструкции по заполнению заявки.
Где можно подать заявление на международную защиту?
В Польше заявление на международную защиту можно подать следующими способами:
- При въезде на территорию Польши во время пограничного контроля — сотруднику пограничной службы.
- Во время пребывания в Польше — в любом отделении или пунктепограничной службы.
- В случае нахождения в местах ограничения свободы — коменданту отделения или коменданту пункта пограничной службы.
Пограничная служба впоследствии направит ваше заявление в Управление по делам иностранцев.
В Литве вы можете подать заявление на международную защиту:
- при въезде на территорию Литвы во время пограничного контроля — сотруднику службы охраны государственной границы.
- во время пребывания в Литве — в местное отделение Департамента миграции.
- в Центре регистрации иностранцев (Pabradė, Švenčionys district)
Какие преимущества даёт международная защита в Польше?
Лица, получившие международную защиту в Польше, пользуются некоторыми специальными гарантиями, а также имеют права, во многих случаях аналогичные правам польских граждан (или очень похожие), среди которых:
- право проживания в Польше,
- возможность путешествовать в зоне Шенген на протяжении 90 дней в течение каждых 180 дней,
- получение проездного документа беженца или «паспорта иностранца»,
- защита от высылки в Беларусь,
- право на воссоединение семьи,
- интеграционная помощь (право на индивидуальную программу интеграции (до 12 месяцев), включающую в себя денежное пособие, медицинское страхование, социальную работу, курсы польского языка, информационную помощь и др.),
- свободный доступ к рынку труда (без необходимости получать разрешение на работу),
- право заниматься предпринимательской деятельностью,
- поступать в учреждения образования на тех же условиях, что и граждане Польши,
- право на медицинскую и социальную помощь,
- через 5 лет непрерывного пребывания в Польше можно получить разрешение на постоянное пребывание (с последующей перспективой получения гражданства).
Что даёт международная защита
Статус международной защиты в Польше — бессрочный, он не лишает заявителя гражданства, но позволяет постоянно проживать в Польше, работать, открывать ИП выезжать за границу, получать социальные выплаты от государства и помощь в изучении польского языка, а впоследствии, при желании, получить гражданство.
В Польше международная защита включает две формы: статус беженца и дополнительную защиту. Заявитель подаёт одно заявление, а орган по делам иностранцев принимает решение о том, какую форму защиты предоставить в данном случае. Статус дополнительной защиты предоставляется заявителям гораздо чаще, чем статус беженца.
Важно! Имея статус международной защиты, вы не сможете ездить в Беларусь или посещать консульские учреждения — потому что это будет свидетельствовать о том, что вам ничего не угрожает и защита вам не нужна.
Без визы, дающей доступ к рынку труда (например, гуманитарной), после подачи на международную защиту вы не сможете работать до того момента, пока не получите положительного решения и не оформите карту побыту — это займёт около 6 месяцев.
Легализация пребывания украинцев на территории Польши
Граждане Украины, пересекшие границу с Польшей после начала российского вторжения (24.02.2022), могут легализовать свое прибывание в Польше в упрощенном порядке, на срок 18 месяцев с правом продления еще на 18 месяцев. Для легализации пребывания необходимо подать заявление о пребывании на территории нашей страны и предоставить документы, подтверждающие факт пересечения границы. Такая упрощенная легализация украинцев на территории Польши регламентируется статьей 2 Специального закона от 12.03.2022.
Для этого рекомендуется явиться в ближайший муниципальный офис по месту жительства с документом, удостоверяющим личность и подать заявление о присвоении индивидуального номера PESEL. Обратите внимание, что согласно последним поправкам в нормативные акты, регламентирующие процедуру получения PESEL, сотрудники муниципального офиса не должны требовать у украинских граждан, въехавших на территорию Польши после 24.02. подтверждения места проживания, штампа о пересечении границы и въезда непосредственно с территории Украины. Присвоение номера PESEL со статусом UKR (не стоит путать со Статусом беженца) дает ряд прав, таких как: создание доверенного профиля, получение социальных льгот, разрешение на занятие трудовой деятельностью, регистрация в центре занятости и бесплатное медицинское обслуживание. Так же стоит учитывать, что пересечение границы на срок более одного месяца лишает права на проживание в Польше и процедуру легализации придется проходить повторно.
Права и обязанности граждан, которые просят убежище
Получатели временной защиты имеют право на:
- ВНЖ со сроком действия на весь период защиты (от одного года до трех лет);
- объективную и своевременную информацию о порядке предоставления убежища;
- доступ к процедуре временной защиты;
- аренду или социальный наем жилья;
- рабочую занятость в соответствии с правилами, действующими в конкретном государстве;
- социальное обеспечение;
- образование (для лиц до 18 лет);
- воссоединение с членами семьи;
- пользование банковскими услугами;
- свободное передвижение по странам ЕС.
Соискатели, которые просят убежища, обязуются:
- сдать биометрические данные и сфотографироваться;
- пройти медицинскую проверку, а также осмотр тела, одежды, имеющихся вещей, что обосновано мерами безопасности;
- указать точные данные для ходатайства об убежище;
- предоставить необходимые документы и по запросам являться в контролирующие миграционные органы;
- уведомлять уполномоченных лиц о смене места пребывания.
Эмиграция поляков, относительно скромная в первое десятилетие или около того после падения коммунизма в 1989 году, значительно увеличилась в конце 1990-х, при этом доля эмигрантов в общей численности населения Польши выросла с 0,5% (~ 100 000) в 1998 году до 2,3%. (~ 600 000) в 2008 году. Процент молодых людей, посещающих университеты, также резко увеличился с 1989 года, что привело к «переполнению мозгов» к тому времени, когда Польша присоединилась к Европейскому Союзу в 2004 году. Число молодых людей, говорящих по-английски, удвоилось всего за одно десятилетие. с 1996 по 2008 гг.
С момента открытия рынка труда после присоединения Польши к Европейскому Союзу в 2004 году Польша испытала массовую миграцию за границу более 2 миллионов человек. По состоянию на 2011 год 52 из 1000 польских граждан жили за пределами страны; По оценкам Центрального статистического управления Польши (GUS), в 2,2 миллиона человек , а журналисты — в 2,6–2,7 миллиона. Статистические данные GUS показывают, что число польских иммигрантов, долгое время проживающих за границей, выросло с 0,7 миллиона в 2002 году до пикового числа почти 2,3 миллиона в 2007 году, а с тех пор снизилось до 2 миллионов к 2010–2011 годам. Он оставался относительно стабильным на этом уровне в течение короткого периода после неопределенности глобальной рецессии 2007–2008 годов. К декабрю 2015 года 12% польского трудового населения уехало в Великобританию, чтобы работать там.
Согласно опросу 2013 года, примерно 14% взрослых поляков работали за границей с 2004 года (примерно четверть в течение более года); 69% имеют члена семьи близкого друга, который живет за границей, и примерно 24% открыты для иммиграции. Большинство польских мигрантов или тех, кто собирается уехать, молодые; Согласно опросу 2014 года, примерно 90% поляков в возрасте до 34 лет рассматривали возможность миграции. Примерно за последнее десятилетие наметилась явная тенденция к тому, что мигранты все чаще становятся молодыми и хорошо образованными.
Люди польского происхождения, работающие в Великобритании, 2003–2010 гг.
Согласно опросу 2007 года, примерно для 29% польских эмигрантов работа за границей — первая работа в их жизни.
Профессор Кристина Игличка подсчитала, что в 2013 году эмигрировало до полумиллиона поляков. По состоянию на 2011 год примерно 80% польских эмигрантов поселяются в странах Европейского Союза . По состоянию на 2013 год самая большая группа современных Полоний находится в Соединенном Королевстве (550 000), за ней следуют Германия (425 608) и Франция (350 000 по состоянию на 2012 г.). Значительное присутствие Польши также можно найти в Ирландии (115 000 на 2013 год), в Италии (94 000 на 2011 год) и в Нидерландах (103 000 на 2013 год). По состоянию на 2011 год, самые большие группы недавних польских эмигрантов за пределами ЕС были в Соединенных Штатах (243 000) и в Канаде (52 000). Число поляков в Норвегии , которая сама не является членом ЕС, в последнее время значительно увеличилось (с 43 000 в 2011 году до 71 000 в 2013 году).
В разных регионах Польши характер эмиграции существенно различается; по состоянию на 2011 год воеводствами Польши с наибольшим количеством эмигрантов были Опольское воеводство (10,6%), Подляское воеводство (9,1%), Подкарпатское воеводство (8,4%) и Варминско-мазурское воеводство (7,5%), в отличие от гораздо меньшего количества эмиграции. процент из Мазовецкого воеводства (2,8%), Лодзинского воеводства (2,9%) и Великопольского воеводства (3,1%). В целом эмиграция выше в более бедном восточном регионе Польши .